Государственное бюджетное учреждение Ростовской области
центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Главная | Подросткам | Родителям | Специалистам | Новости | Контакты

 

Статьи, методические материалы

 

 

 

 

03.10.2012

Как помочь ребенку, пострадавшему от сексуального насилия?
Рекомендации педагогам.

(По материалам:
Журавлева Т.М, Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. «Помощь детям – жертвам насилия». – М., Генезис, 2006
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. «Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь.» – М., 2010.)

Педагог служит примером ненасильственного поведения и создает для детей безопасную и дружественную атмосферу в классе, способствует профилактике жесткого обращения с детьми. Кроме того, он обязан информировать правоохранительные органы о случае насилия над ребенком.

Однако роль педагога этим не исчерпывается. Он должен принимать активное участие в оказании помощи ребенку совместно с представителями правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями, социальными работниками. То, что происходит в классе, может иметь весьма существенное значение для учеников, которые подверглись сексуально насилию.

Важно помнить, что дети могут восстановиться и восстанавливаются после сексуального насилия и что педагоги могут, а также и обязаны четко донести до ребенка, что «жизнь продолжается», обращая особое внимание на следующие направления работы с ребенком:

зашита от повторного насилия;

зашита от позора;

создание дружелюбной и поддерживающей обстановки в классе.

Готовясь к работе с ребенком-жертвой насилия, вы можете вспомнить сложные ситуации, с которыми успешно справлялись в прошлом (например, тяжелая болезнь ребенка, развод родителей и т.п.), и использовать навыки взаимодействия в актуальной ситуации. Таких детей надо утешить и проявить понимание. Если ребенок захочет поговорить о случившемся с ним, следует дать ему возможность высказаться.

 

Вы поможете ребенку, если будете:

1. Способствовать сохранению нормальных отношений ребенка с одноклассниками.

2. Оказывать ребенку поддержку, учитывая его чувства и желания.

3. Проявлять теплое отношение к ребенку, причем не только словесно.

4. Выражать одобрение разными способами: кивните, улыбнитесь ребенку, отметьте его работу - чтобы он почувствовал свою значимость, ценность, уверенность в себе.

5. Обеспечивать стабильность и предсказуемость - это очень важно для ребенка. Класс может быть единственным местом, где ребенок будет чувствовать себя нормально. Четко обозначайте ваши требования и ожидания, будьте последовательны.

6. Помогать ребенку чувствовать свою принадлежность к группе одноклассников, включенность в дела класса.

7. Структурировать жизнь ребенка: вначале ребенок хочет, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, затем он может мобилизовать свои собственные ресурсы. Структурированность действий обеспечивает безопасные условия для развития ресурсов ребенка.

8. Обеспечивать безопасность и конфиденциальность: поддерживайте привычный образ жизни. Ни с кем не обсуждайте детали случившегося с ребенком. Переживания ребенка не предназначены для персонала.

9. Обозначать границы дозволенного поведения: деструктивное и асоциальное поведение должно твердо пресекаться.

10. Поощрять ребенка и способствовать позитивным переменам в его жизни: предоставлять ему возможность читать и заниматься художественным творчеством (например, рисовать) - это поможет ребенку выразить свои чувства.

Дети, которые подверглись насилию, могут бурно «отреагировать» свои чувства во время кризиса, который наступает после раскрытия насилия, либо в период, предшествующих суду.

 

Вы можете помочь ребенку, если скажете следующее:

1. «Некоторые дети так себя ведут (назовите характер поведения), когда они чувствуют себя... (назовите, как ребе нок может чувствовать себя, например: печально, одиноко)».

2. «Дети, которые сталкиваются с такой проблемой, иногда... (назовите поведение)».

3. «Когда это (назовите поведение) происходит, у детей обычно бывает очень много забот».

4, «Ты не будешь так себя чувствовать всегда. Но тебе может понадобиться помощь, направляющая рука, поддержка, чтобы пройти через это сегодня».

Эти замечания помогут уменьшить чувство изолированности у ребенка.

Замечено, что травмированные дети часто негативно реагируют на традиционные методы модификации поведения. Если у ребенка наблюдаются трудности с поведением, следует собрать педсовет (консилиум).

Если в вашей школе есть психолог или социальный педагог, пусть они займутся ребенком. Это может помочь снизить потребность ребенка рассказать о происшедшем другим детям («Со мной все в порядке?», «Я все еще нравлюсь людям?») и стать жертвой слухов, насмешек и т.д.

Дайте ребенку знать, к каким действиям вы готовы (например, что вы всегда готовы с ним поговорить). Было бы ошибкой убеждать ребенка не думать о случившемся или забыть об этом. Об этом надо говорить открыто. Дети будут интерпретировать молчание как замалчивание и, кроме того, решат, что они «плохие».

Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. «Я заметил, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?»

Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку (работник органи ации зашиты детей, социальный работник, консультант и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги.

 

Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:

1. Я тебе верю.

2. Мне жаль, что с тобой это случилось.

3. Это не твоя вина.

4. Хорошо, что ты мне об этом сказал,

5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.

 

(Журавлева Т.М, Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. «Помощь детям – жертвам насилия». – М., Генезис, 2006. )

 

Рекомендации родителям.

•  Сохраняйте спокойствие. От вашей реакции во многом зависит, как ребенок воспримет и переживет инцидент.

•  Внимательно отнеситесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если эти факты не имели места, очень важно понять истоки его фантазии.

•  Поговорите с ребенком. Постарайтесь узнать точные факты. Но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушайтесь в то, что ребенок говорит сам, добровольно.

•  Успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы любите и ни в чем не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины.

•  Будьте честны. Скажите ребенку, что вы собираетесь делать, и спросите его, согласен ли он с вашими намерениями (например, пойти к врачу или в милицию).

•  Подбодрите ребенка. Не заставляйте его делать ничего, к чему он не готов, и помогите ему как можно скорее возобновить его привычную деятельность.

•  Наконец, обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой и медицинской.

 

(Алексеева И.А., Новосельский И.Г. «Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь.» – М., 2010.)

 

Дополнительную информацию и психологическую помощь Вы можете получить в психологических центрах Ростова-на-Дону и области (см. список адресов)

 

Главная   |   Подросткам   |   Родителям   |   Специалистам   |   Новости   |   Контакты