Государственное бюджетное учреждение Ростовской области
центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Главная | Подросткам | Родителям | Специалистам | Новости | Контакты

 

Реабилитация и коррекция подростков

 

 

 

Реабилитационное отделение осуществляло работу с 2007 по 2012 год. Отделению был присужден статус экспериментальной площадки, поскольку нашей задачей было разработать и внедрить инновационную модель работы с данной категорией подростков. Мы работали с подростками в возрасте от 9 до 16 лет. В большинстве своем нашими воспитанниками были дети из неблагополучных или неполных семей, не имевшие достаточного внимания со стороны родителей, и, как правило, неуспешные в учебной деятельности. У них отсутствовал интерес к учебе, было много пропусков в школьных занятиях. Половина из них стояли на внутришкольном учете или в КДН.

Процесс реабилитации длился от 6 месяцев до года. В качестве основной цели реабилитации мы рассматривали возвращение несовершеннолетнего к жизни в обществе на основе восстановления физического и психического здоровья, отказа от психоактивных веществ, восстановления (или формирования) его нормативного личностного и социального статуса.

В реабилитационном отделении Центра было организовано проживание и обучение для 12 человек (подростки от 9 до 16 лет) в условиях интерната, за счет средств областного бюджета. Воспитанники обеспечивались круглосуточным питанием и медицинским обслуживанием.

Для воспитанников реабилитационного отделения реализовывалась
программа основного общего образования
а также дополнительные образовательные программы по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи:
•  «Формирование у подростков толерантного отношения к воздействиям правонарушителей»
•  «Я и закон»
•  «Психологическая помощь подросткам, пережившим психологическую травму»
•  «Психопрофилактика»
•  «К гармонии через искусство»
•  «Телесный путь к себе»
•  «Тренинг коммуникативных навыков»
•  «Верёвочный курс»
•  «Альтернатива»
•  «Психолого-педагогическое сопровождение семьи»
•  «Самопознание»

Материальная поддержка воспитанникам не предоставлялась. Доступ к электронным образовательным ресурсам не обеспечивался.

Нами была разработана комплексная программа реабилитации, состоящая из следующих направлений:

1. Медико-физиологическое направление - осуществление комплекса терапевтических мероприятий, направленных на снижение патологического влечения к ПАВ. Данное направление психофизиологической диагностики и реабилитации реализуется с использованием специализированных программно-аппаратных средств .

2. Компенсирующее обучение - восполнение пробелов в знаниях подростка, формирование у него учебной мотивации, а также развитие навыков учебной деятельности, памяти, внимания, мышления и др. Необходимо отметить, что несовершеннолетние «категории риска» имеют разный уровень школьной дезадаптации и значительные пробелы в знаниях, поэтому учебная деятельность реализуется с большой долей индивидуальной работы, ориентированной на фактический уровень знаний подростка.

3. Психологическая коррекция - повышение уровня социальной адаптации, коррекция девиантного поведения, которая реализуется через усиление личностных ресурсов подростка, способствующих принятию ответственного решения в ситуациях, рискованных в отношении здоровья, формирование ответственного поведения и взрослой позиции, формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни и т.д. Психологами разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа.

4. Воспитательное направление (социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное сопровождение, профориентирование и т.д.)- формирование личности подростка с устойчивыми социально-позитивными установками.

В рамках данной деятельности осуществлялась:

•  организационно-проектная коллективная творческая деятельность;

•  формирование социальных компетенций и навыков (основы правовых знаний, принципы поведения в чрезвычайных и опасных для здоровья ситуациях и др.);

•  реализация программ специфической профилактики

После прохождения курса реабилитации подросток направлялся в свое прежнее образовательное учреждение.

Из реабилитационного отделения в образовательные учреждения и отделы образования территорий направлялись индивидуальные программы сопровождения. Чтобы помочь специалистам на местах реализовать реабилитационную программу, на базе нашего Центра проводились семинары для психологов, социальных педагогов, специалистов ППМС-центров по сопровождению подростков в территориях, на которых обсуждаются:

•  Способы выявления детей и подростков, злоупотребляющих ПАВ, формы работы с ними

•  Возможности комнаты психологической разгрузки в процессе реабилитации и коррекции детей и подростков, злоупотребляющих ПАВ

•  Формы работы с родителями детей и подростков, злоупотребляющих ПАВ

Формы сопровождения детей и подростков, злоупотребляющих ПАВ и их семей на пост-реабилитационном этапе и т.д.

В связи с окончанием экспериментальной деятельности в 2012 году реабилитационное отделение закончило свою деятельность в режиме интерната. В настоящее время реабилитационная работа переведена в режим амбулаторного сопровождения.

Амбулаторное сопровождение подростков осуществляется педагогами-психологами и физиологами по двум направлениям:
- психокоррекционное
- физиологическое

Реабилитационная работа проводится в режиме консультативного приема, групповой работы с использованием возможностей комнаты психологической разгрузки, а также специализированного психофизиологического оборудования.

В процессе работы для каждого подростка составляется индивидуальная программа реабилитации.

Записаться на первичную диагностику можно по тел. 251-14-10.

 

Главная   |   Подросткам   |   Родителям   |   Специалистам   |   Новости   |   Контакты