Мониторинг здоровьесберегающей деятельности

образовательной организации (ПМЗСД ОО)

 

1. Общая информация о целях и задачах ПМЗСД ОО

 

Целью мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций является оказание помощи школам в развитии здоровьесберегающей работы. В процессе прохождения  системы мониторинга, заполняя компьютеризированную анкету, Вы познакомитесь с основными направлениями здоровьесберегающей работы, утвержденными в качестве обязательных для образовательных организаций в нормативных документах Министерства образования и науки РФ.

Мониторинг требует участия одного сотрудника образовательной организации, ответственного за реализацию здоровьесберегающей работы (например, заместителя директора), при консультативном участии педагога-психолога школы, учителя физвоспитания, заместителя директора по АХЧ, медицинской сестры ОУ. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательной организации позволит Вам получить информацию об уровне реализации здоровьеохранной деятельности Вашей школы по 8-ми основным (стандартным) направлениям здоровьесберегающей работы образовательной организации, представляющим выделенные линии анализа:

 

№ раздела

Направления анализа здоровьесберегающей деятельности ОУ 

по разделам системы мониторинга

Раздел 1

Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей деятельности ОУ и готовность педагогов ОУ к реализации здоровьесберегающей деятельности).

Раздел 2

Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре ОУ.

Раздел 3

Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в ОУ.

Раздел 4

Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности ОУ.

Раздел 5

Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов  здорового образа жизни обучающихся.

Раздел 6

Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся.

Раздел 7

Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся).

Раздел 8

Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов).

           

Подробное руководство по процедуре организации и прохождения ПМЗСД ОО см. в разделе 3.1.

 

Использование в пилотном проекте Ростовской области инновационной компьютеризированной системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций позволяет определить уровень реализации здоровьесберегающей работы школ и в масштабе региона получить данные о количестве ОУ с различной  степенью приближения к идеальной модели деятельности.  По указанному признаку школы региона делятся на 5 групп, отнесение к одной из категорий соответствует присуждению школе сертификационного статуса определенного уровня здоровьеохранной деятельности:

Сертификационные ранги образовательных организаций

по степени развитости здоровьесберегающей деятельности

 

100%        

Идеальная модель организации здоровьесберегающей дея­тельности школы.

100% - 80,0%

Высокий уро­вень здоровьесберегающей дея­тельности ОУ, школа получает ЗОЛОТОЙ сертификат ОУ здоровьесберегающего типа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

79,99% - 60,0%

Средний уровень здоровьесберегающей дея­тельности ОУ, школа получает СЕРЕБРЯНЫЙ сертификат ОУ здоровьесберегающего типа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

59,99% - 40,0%

Репродуктив­ный (воспроизводящий, поддерживающий) уровень здоровьесберегающей дея­тельности ОУ,  школа получает БРОНЗОВЫЙ сертификат ОУ здоровьесберегающего типа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

39,99% - 20,0%

Непродуктивный (низкий) уровень здоровьесберегающей дея­тельности ОУ, школа получает сертификат «Школа, содействующая укреплению здоровья»

Резерв здоровьесберегающей сети школ:

19,99% и ниже

Неудовлетворительный уровень здоровьесберегающей дея­тельности ОУ, школа получает сертификат «Школа, пропагандирующая ЗОЖ».

Школа рассматривается как кандидат на вступление в сеть здоровьесберегающих ОУ

 

 

2. Иллюстрация квалиметрических данных по возможным уровням выполнения ПМЗСД ОО

 

В результате выполнения школами компьютеризированной системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, каждой школе присваиваются численные данные по каждому из разделов ПМЗСД ОО (при более детальном анализе каждый раздел делится на некоторое количество секторов).  Численные данные о результатах образовательных организаций позволяют РЦ ЗСО РО получать сводные данные по региону (или отдельному муниципальному образованию, или каждой отдельной школе – в зависимости от аналитических задач).

 

На схеме приведена иллюстрация возможных результатов ПМЗСД ОО по уровням реализации здоровьеохранной работы школ (примеры иллюстрируют наиболее типичные  ситуации в регионе).

 


Схема возможных уровней реализации здоровьесберегающей работы образовательных организаций

с различной  степенью приближения к идеальной модели деятельности.

 

3. Детализированная информация о функционале ПМЗСД ОО

 

3.1. Подробная информация о системе ПМЗСД ОО.

Важной процедурой управления каче­ством здоровьесберегающего образования являются диагностика и мониторинг её текущего со­стояния. С современных позиций требования приведения системы образования к стандартам качества реализуются компьютеризированными мониторинговыми программами.

Инструментом, обеспечивающим контроль за направлениями развития здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, в рамках предложенной в Ростовской области структурной здоровьесберегающей модели школы, является система педагогического мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций (ПМЗСД ОО).

Используемая в пилотном проекте Ростовской области система мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОО является достаточно полной системой всесторонней комплексной оценки данного направления деятельности ОУ, обеспеченной аппаратом математической обработки результатов. Предлагаемая система мониторинга позволяет с ком­плексных позиций оценить все направления деятельности в ОУ (социальные, педагогические, психологи­ческие и т.д.), входящие в систему направлений здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций.

Система ПМЗСД ОО позволяет получить комплексную картину организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, дает информацию о показателях здоровьеохранной работы школ, структурированную в рамках строгой системы. Все элементы представленной системы взаимосвязаны и только в целостном единстве дают общую картину организации здоровьесберегающей деятельности системы образования. Данная картина может быть представлена для анализа как в виде статичного среза текущего состояния системы, так и обеспечивая наблюдение за системой в динамике развития процесса.

Структура мониторинга  здоровьесберегающей деятельности ОУ включает 8 разделов, каждый из разделов включает некоторое количество рядоположенных секторов, характеризующих  здоровьеохранную работу школы в пределах конкретного направления деятельности. В таблице  представлена полная структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ.

 

 

Структура ПМЗСД ОО

 

Структура педагогического мониторинга

здоровьесберегающей деятельности ОО

Число критериев в разделе

Число критериев в секторе

 

Раздел 1

Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей деятельности ОУ и готовность педагогов ОУ к реализации здоровьесберегающей деятельности).

45

 

Сектор 1.1.

Позиционирование ОУ в качестве здоровьесберегающего образовательного учреждения

 

8

Сектор 1.2

Вовлеченность школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научно-педагогических и общественных организаций

 

10

Сектор 1.3

Организация структурных подразделений ОУ, работающих по проблеме здоровьесбережения в образовании

 

6

Сектор 1.4

Готовность педагогов к участию в здоровьеохранной работе

 

7

Сектор 1.5

Организация методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования

 

8

Сектор 1.6

Организация самоаудита школы – внутреннего мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ

 

6

 

Раздел 2

Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре ОУ.

32

 

Сектор 2.1

Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОУ, земельному участку и зданию ОУ

 

5

Сектор 2.2

Организация питания обучающихся

 

8

Сектор 2.3

Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму ОУ

 

7

Сектор 2.4

Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и искусственному освещению

 

4

Сектор 2.5

Выполнение здоровьесберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных аудиторий и применению в образовательном процессе технических средств обучения

 

8

 

Раздел 3

Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в ОУ.

33

 

Сектор 3.1

Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса

 

10

Сектор 3.2

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

 

16

Сектор 3.3

Психологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса

 

7

 

Раздел 4

Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности ОУ.

43

 

Сектор 4.1

Состояние физкультурно-спортивного комплекса ОУ

 

6

Сектор 4.2

Организация уроков физвоспитания в ОУ

 

6

Сектор 4.3

Физвоспитание в режиме дня школы

 

8

Сектор 4.4

Внеклассная физкультурно-спортивная работа

 

8

Сектор 4.5

Контроль за выполнением обучающимися ОУ нормативов двигательной активности

 

4

Сектор 4.6

Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся ОУ

 

11

 

Раздел 5

Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов  здорового образа жизни обучающихся.

30

 

Сектор 5.1

Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока

 

14

Сектор 5.2

Организация  воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры ЗОЖ обучающихся

 

8

Сектор 5.3

Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе ОУ.

 

8

 

Раздел 6

Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся.

27

 

Сектор 6.1

Программа профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися

 

10

Сектор 6.2

Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся

 

9

Сектор 6.3

Организация безопасной поддерживающей образовательной среды

 

8

 

Раздел 7

Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся)

30

 

Сектор 7.1

Организация медицинского обслуживания обучающихся

 

12

Сектор 7.2

Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся

 

18

 

Раздел 8

Организация системы мониторинга   сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов)

38

 

Сектор 8.1

Организация психологического сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ

 

12

Сектор 8.2

Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья

 

6

Сектор 8.3

Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся

 

8

Сектор 8.4

Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и педагогов ОУ мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической информации в форме отчетов ОУ

 

12

 

Итоговыми показателями здоровьесберегающей деятельности школ являются %-ные величины (коэффициенты), набранные ОУ по каждому из мониторируемых направлений здоровьесберегающей деятельности (т.е. по разделам и секторам системы мониторинга). Используемая схема расчетов применима для получения итогового результата о продуктивности реализации здоровьесберегающей деятельности по любому сектору системы и по разделу в целом.

 

3.2. Программа и задачи использования ПМЗСД ОО в пилотном проекте РО.

Практическое использование системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных учреж­дений предполагает стандартную программу исследований, одинаковую для всех образовательных учреждений и в унифицированном варианте представленную компьютерной программой с доступом к ней образовательных учреждений в режиме Интернет-тестирования.  Программа мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОО предполагает пошаговое её использование в ходе реализации регионального проекта по созданию единой сети здоровьесберегающих образовательных организаций. Получаемые ежегодные срезы характеризуют динамические параметры  развития здоровьесберегающей системы, т.е. могут быть рассмотрены как динамическая модель.

 

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности ОО, помимо диагностической направленности, выполняет функции профилактической системы, поскольку позволяет познакомить педагогическую общественность с идеальной моделью функционирования здоровьесберегающего ОО, удовлетворяющего полному набору критериев здоровьесберегающей деятельности школы. Знакомство с данной системой при прохождении ОО процедуры мониторинга позволит запустить механизм корректировки деятельности образовательной системы и привести её в соответствие с федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Основной идеей мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОО является выявление факторов школьной среды, пагубно влияющих на показатели здоровья обучающихся и возможность корректировки данных условий. Под условиями образовательной среды понимается не только материально-техническое состояние здания школы, но и весь комплекс экологических, психологических и социальных воздействий, оказываемых на ученика в стенах ОО. Таким образом, педагогической целью проекта является возможность воздействий на условия образовательной среды, обеспечивая улучшение показателей здоровья обучающихся.

 

 

4. Сводные региональные данные по ПМЗСД ОО

(обобщение региональных данных, таблицы и графики по статистике региона за 2012 – 2015 годы

реализации пилотного проекта в РО)

 

 

4.1. Анализ динамики показателей ПМЗСД ОО по общей выборке пилотных школ

 

Выводы о развитии показателей здоровьесберегающей деятельности пилотных школ получены на основе данных ПМЗСД ОО за 3 года реализации пилотного проекта.

В сводных таблицах образовательные организации сгруппированы по выборкам, зависящим от типа ОУ, года вступления в проект и этапа педагогического эксперимента, на котором находится ОУ в момент проведения мониторинга: 

 

1.     100 ОУ 2012-2013 учебного года вступления в проект;

2.     102 ОУ 2013-2014 учебного года вступления в проект;

3.     30 школ-интернатов 2013-2014 учебного года вступления в проект;

 

Таблица 1 демонстрирует средние по региону результаты  реализации здоровьесберегающей деятельности в пилотных ОУ по разделам системы мониторинга, показатели зарегистрированы в 1-3 мониторинговых точках педагогического эксперимента. Показатели  оцениваются в количественном выражении в относительных величинах. Данные в таблице демонстрируют степень приближенности ОУ к идеальной модели здоровьесберегающего ОУ (в случае идеальной модели анализируемый показатель равен 1).

 

 

Таблица 1.

Динамика показателей разделов ПМЗСД ОУ

в пилотных образовательных учреждениях  Ростовской области

 

№ элемента

системы

мониторинга

Уровень реализации здоровьесберегающей деятельности

Динамика показателей 100 ОУ

Прирост

показателя**

Динамика показателей 102 ОУ

Прирост

показателя**

Динамика показателей

30 интернатов

Прирост

показателя**

100 ОУ,

1-я точка

100 ОУ,

2-я точка

100 ОУ,

3-я точка

102 ОУ,

1-я точка

102 ОУ,

2-я точка

30

интернатов 1-я точка

30 интернатов

2-я точка

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП*

0,52202

0,571819

0,594699

0,072679

0,525065

0,573955

0,062556

0,57988

0,607751

0,035941

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0,35553

0,4425

0,469394

0,113864

0,314542

0,386809

0,072267

0,404293

0,415657

0,011364

2

0,574375

0,613646

0,633438

0,059063

0,59375

0,639706

0,045956

0,640625

0,703125

0,0625

3

0,735253

0,767576

0,781414

0,046161

0,776193

0,808873

0,03268

0,819192

0,859259

0,040067

4

0,476357

0,50907

0,536047

0,05969

0,475148

0,5323

0,057152

0,528424

0,554005

0,025581

5

0,484556

0,533333

0,551

0,066444

0,464706

0,511438

0,046732

0,472963

0,495556

0,022593

6

0,61675

0,65125

0,667125

0,050375

0,618873

0,647672

0,028799

0,644583

0,679583

0,035

7

0,567889

0,604333

0,625444

0,057555

0,585839

0,6122

0,026361

0,635556

0,647037

0,011481

8

0,464123

0,536316

0,570789

0,106666

0,48323

0,545838

0,062608

0,577485

0,599415

0,02193

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* - интегральный показатель системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ

** -  величина прироста показателя приводится между крайними точками педагогического эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

Во всех анализируемых выборках по всем разделам системы мониторинга в сравнении точек педагогического эксперимента обнаружена положительная динамика, т.е. рост показателей. При этом в каждой из выборок по ряду разделов диагностирован переход на новый качественный уровень развитости здоровьеохранной работы. Так, в выборке 100 ОУ по разделу 1 наблюдается переход с низкого (непродуктивного) уровня здоровьесберегающей деятельности ОУ на репродуктивный (воспроизводящий, поддерживающий) уровень. В выборках 100 ОУ и 102 ОУ по разделам 2 и 7 обеспечен переход с репродуктивного уровня здоровьесберегающей деятельности ОУ на средний уровень, что позволяет сделать вывод о сходных тенденциях развития, обеспечиваемых в пилотных школах. В выборке 102 ОУ по разделу 3 обеспечен переход со среднего уровня здоровьесберегающей деятельности ОУ к высокому уровню, что свидетельствует об эффективности работы, проводимой с пилотными школами.

 

Интернатные образовательные учреждения составляют отдельную выборку, показатели учреждений интернатного типа изначально выше по всем разделам системы мониторинга по сравнению с выборками 100 и 102 ОУ. Учреждения интернатного типа являются единственной выборкой, обеспечившей к 2015 году качественный скачок на уровне интегрального показателя системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ – переход данной выборки в целом с репродуктивного уровня здоровьесберегающей деятельности ОУ на средний уровень.

 

4.2. Иллюстрация динамики показателей здоровьесберегающей деятельности ОУ на примере

выборок пилотных школ в различных мониторинговых точках эксперимента

 

Иллюстрация обнаруженной в регионе положительной динамики показателей мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций по всем элементам системы мониторинга (разделам и секторам) по трем группам пилотных школ представлена на рисунках 1-3. На рисунках 1-3 хорошо видны различия в величинах достигнутого прироста по разным разделам и секторам системы мониторинга в разных группах ОУ.

 

Развитие здоровьесберегающей деятельности 100 пилотных ОУ

 

Рисунок 1. Динамика результатов мониторинга здоровьесберегающей деятельности 100 пилотных ОУ (в 1-ой, 2-ой и 3-й точках эксперимента).

 

Развитие здоровьесберегающей деятельности 102 пилотных ОУ

 

Рисунок 2. Динамика результатов мониторинга здоровьесберегающей деятельности 102 пилотных ОУ (в 1-ой и 2-ой точках эксперимента).

 

 

Развитие здоровьесберегающей деятельности 30 интернатов

 

Рисунок 3  Динамика результатов мониторинга здоровьесберегающей деятельности 30 ОУ интернатного типа (в 1-ой и 2-ой точках эксперимента).

 

 

4.3. Анализ показателей ПМЗСД ОУ в выборках ОУ, относящихся к различным типам населенных пунктов

 

Одним из интересных направлений реализации проекта стало сравнение показателей ПМЗСД пилотных школ, относящихся к различным типам населенных пунктов. Распределение школ по различным населенным пунктам в пределах выборки 100 ОУ приведено в таблице 3.

Таблица 2.

Распределение ОУ по типам населенных пунктов

 в выборке 100 ОУ 2012-2013 учебного года

вступления в проект

 

Тип населенного пункта

Количество

пилотных ОУ

Количество ОУ в выборке

город

57

57

городских ОУ

поселок

17

43

поселково-сельских ОУ

село

11

слобода

3

станица

12

хутор

-

 

 

Анализ проведен на примере выборки 100 ОУ 2012-2013 учебного года вступления в проект (таблица 3.

 

Таблица 3.

Динамика показателей разделов ПМЗСД ОУ

в образовательных учреждениях городского и поселково-сельского типов  (выборка 100 ОУ)

 

№ элемента

системы

мониторинга

Уровень реализации здоровьесберегающей деятельности

Динамика показателей 57 ОУ

городского типа (выборка 100 ОУ)

Прирост

показателя**

Динамика показателей 43 ОУ

поселково-сельского типа (выборка 100 ОУ)

Прирост

показателя**

57 ОУ,

городской тип,

1-я точка

57 ОУ,

городской тип,

2-я точка

57 ОУ,

городской тип,

3-я точка

43 ОУ,

поселково-сельский тип,

1-я точка

43 ОУ,

поселково-сельский тип,

2-я точка

43 ОУ,

поселково-сельский тип,

3-я точка

0

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

ИП*

0,551469

0,605601

0,614035

0,062566

0,482992

0,527038

0,569067

0,086075

 

 

 

 

 

 

 

1

0,401382

0,490696

0,498804

0,097422

0,29475

0,378612

0,430409

0,135659

2

0,614583

0,646747

0,648575

0,033992

0,521076

0,569767

0,613372

0,092296

3

0,740386

0,786993

0,777601

0,037215

0,728447

0,741837

0,786469

0,058022

4

0,504692

0,545356

0,555012

0,050320

0,438796

0,46097

0,510907

0,072111

5

0,527485

0,569786

0,580897

0,053412

0,427649

0,485013

0,51137

0,083721

6

0,629605

0,672588

0,69057

0,060965

0,599709

0,622965

0,636047

0,036338

7

0,596686

0,638791

0,649708

0,053022

0,529716

0,558656

0,593282

0,063566

8

0,489381

0,569714

0,587412

0,098031

0,430641

0,492044

0,548756

0,118115

 

 

 

 

 

 

 

 

* - интегральный показатель системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ

** -  величина прироста показателя приводится между крайними точками педагогического эксперимента.


 

При проведении сравнения показателей городских и поселково-сельских школ использовалось 2 линии анализа:

- 1-я линия – проведено сравнение показателей, зарегистрированных в аналогичных мониторинговых точках в подгруппах ОУ, относящихся к различным типам населенных пунктов (город-село);

- 2-я линия – проведено сравнение динамики показателей ОУ в последовательных мониторинговых точках (1-й, 2-й и 3-й) в подгруппах однотипных ОУ (т.е. отдельно  в пределах школ городского типа и поселково-сельского типа).

 

Развитие здоровьесберегающей деятельности 

пилотных ОУ городского типа по разделам ПМЗСД ОУ

 

Рисунок 4. Динамика показателей по разделам системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности 57 ОУ городского типа (из выборки 100 ОУ) в 1-ой, 2-ой и 3-й точках эксперимента.

 

Развитие здоровьесберегающей деятельности 

пилотных ОУ поселково-сельского типа по разделам ПМЗСД ОУ

 

Рисунок 5. Динамика показателей по разделам системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности 43 ОУ поселково-сельского типа (из выборки 100 ОУ) в 1-ой, 2-ой и 3-й точках эксперимента.

 

Применение 1-й линии анализа выявило существенное преимущество школ городского типа над школами сельского типа (в 96,3% случаев от общего количества сравниваемых показателей).

 

Применение 2-й линии анализа демонстрирует картину прироста показателей ПМЗСД ОУ в «чистых» подгруппах ОУ – городского и поселково-сельского типов. При сохранении однонаправленности роста показателей, между группами ОУ городского и поселково-сельского типов обнаружено заметное различие в темпе и равномерности прироста показателей в интервале 3-х лет реализации проекта. Так, в подгруппе ОУ городского типа обнаружен значительный рывок в приросте показателей на 1-м этапе реализации проекта (в интервале между 1-й и 2-й мониторинговыми точками). На 2-м этапе реализации проекта (в интервале между 2-й и 3-й мониторинговыми точками) в подгруппе ОУ городского типа отмечается некоторое снижение темпов прироста. Одновременно, в подгруппе ОУ поселково-сельского типа, на обоих этапах педагогического эксперимента (как в интервале между 1-й и 2-й, так и 2-й и 3-й мониторинговыми точками) обнаружен равномерный прирост показателей.