Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования
Подробнее
Поддержка семей, имеющих детей
Национальный проект "Образование"
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Подробнее
РЦЗСО
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Подробнее
ЦПМПК
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ростовской области
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций
Подробнее
Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимcя. 

Подробнее

О мотивах приемного родительства

(материалы взяты из статьи «Дело житейское….»,
журнал «Приемная семья, № 4, 2011г.»)

Мы хотели бы обратить внимание на два важных вопроса, оказывающих значительное влияние на жизнедеятельность приемной семьи: почему люди хотят воспитывать приемных детей и какие сложности могут при этом возникнуть.

Если попробовать собрать воедино все возможные мотивы приема ребенка, то можно получить две группы. В одной будут находиться мотивы, отвечающие интересам приемного ребенка (например, заинтересованность и любовь к детям, желание дать ребенку семью, подготовить приемного ребенка к взрослой жизни и др.), а в другой – отвечающие интересам приемной семьи (например, стабилизация супружеских отношений, укрепление семьи, компенсация утраты собственного ребенка, родственников, потребность в реализации родительских функций, прием ребенка как возможность приобрести «друга» для биологического ребенка и др.). С одной стороны, семья, испытывая потребность в принятии нового члена семьи, обладает источником ресурсов и устойчивой активности в воспитании приемного ребенка, но с другой – вероятны риски неэффективной замещающей заботы. Эти риски связаны с тем, что в процессе воспитания приемного ребенка родители сталкиваются с рядом проблем, о которых они не подозревали ранее.

Существует целый ряд поступков или такое поведение приемных детей, которые вызывают сильный эмоциональный отклик у приемных родителей. Однако нельзя сказать, что эти поступки совершают только приемные дети. Решение этих проблем будет определяться спецификой взаимоотношений «приемный ребенок - приемный родитель» и жизненным опытом ребенка, полученным им до своего появления в семье.

Специалисты, занимающиеся вопросами семейного жизнеустройства детей-сирот сходятся во мнении, что учет мотивации принятия ребенка на воспитание и подготовка будущих приемных родителей помогут состояться приемной семье.

На протяжении нескольких лет в Областном центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции готовят к приему ребенка в семью будущих приемных родителей по программе «Школа принимающих родителей». На занятиях в «Школе», которые проходят в форме группового тренинга, педагоги-психологи помогают будущим родителям понять, насколько взвешенно их решение взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, узнать об особенностях детей-сирот, о тех трудностях, которые могут возникнуть в их семье с появлением приемного ребенка, и способах их разрешения, оценить свои ресурсы и возможности быть «успешным родителем». Психолого-педагогическое обследование кандидатов в замещающие родители по специально разработанной диагностической программе позволяет получить информацию об их личностных и семейных особенностях, о мотивах, которыми руководствуется потенциальный приемный родитель.

Для тех, кто уже воспитывает приемного ребенка, разработана программа психолого-педагогической поддержки «Родительский клуб». На встречах в «Родительском клубе» родители обозначают те трудности в воспитании, которые возникают в их семье ежедневно и, обмениваясь опытом успешного их решения, совместно со специалистами получают ответы на свои вопросы. При этом, чувствуя поддержку, получают определенные ресурсы для того, чтобы нести эту поддержку в свою семью.

Работа по сопровождению семейных форм жизнеустройства несомненно носит комплексный характер и направлена на поддержку ребенка и семьи на всех этапах ее развития.

Возврат к списку