Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования.
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Подробнее
Поддержка семей, имеющих детей
Национальный проект "Образование"
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Подробнее
РЦЗСО
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций
Подробнее
Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимcя. 

Подробнее

Адаптация. Первый год в приемной семье

Адаптация. Первый год в приемной семье

Адаптация. Первый год в приемной семье

Положишникова Е.И., педагог-психолог



С момента, когда ребенок в первый раз видит свою новую семью, и до того, как он начнет чувствовать себя в ней полноценным членом проходит обычно немало времени.

Период адаптации – естественный период в жизни любой семьи, в которой появился ребенок. Для того, чтобы понять процесс адаптации ребенка любого возраста, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место.

Отличием адаптации в новом месте и адаптации ребенка в семье является то, что адаптация в новой семье это процесс двухсторонний, т.к. привыкать друг к другу и к изменившимся условиям приходится и ребенку и родителям. Адаптация - достаточно сложный период, у всех детей проходит по разному и в разные сроки.

В среднем этот процесс занимает около года.



Стадия 1

«Знакомство», «Медовый месяц», «Розовые очки».

Почему медовый месяц? Да потому, что все настроены только на хорошее.

Все хотят друг другу понравиться.

•  В этот период не стоит нагружать ребенка новыми впечатлениями, его психике тяжело справляться с большим объемом информации.

•  Нужно бережно относиться к чувствам ребенка, не стоит стараться побыстрее сблизиться, претендовать на родительство, сразу называть ребенка сыном или дочерью.

•  Новые переживания, иногда могут негативно отразиться на ребенке. В результате он может плохо спать, подвергаться перепадам настроения, испытывать тревогу. В такой ситуации нужно быть максимально внимательным к ребенку.

Стадия 2

«Проверка родителей на прочность», «Возврат в прошлое», «Установочные конфликты»

Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Чем больше ребенок «вживается» в новую семью, чем больше в его душе прорастает привязанность к новым родителям, тем тревожнее и страшнее ему становится опять все потерять, потому что все, что было у ребенка в жизни – он терял. На втором этапе ребенок вдруг перестает слушаться, ведет себя не так как хотелось бы взрослым. Подобные ситуации – закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно. Основные причины и проявления кризиса:

•  Другие люди – другие правила . Ребенок подчинялся правилам семьи, пока это было для него в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует вести себя так как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка стереотипа поведения. На этом этапе у ребенка могут отмечаться такие симптомы, как:
-   Фиксация на неопрятности, грязи или наоборот на чистоте.
-   Чувство беспомощности или чувство зависимости
-   Чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы
-   Отказ от всего нового
-   Необъяснимые припадки злобы, плача
-   Признаки усталости, тревоги

•  Психологические барьеры . Обнаруживается несовместимость черт характера, привычек и темпераментов родителей и ребенка.

•  Истощение сил родителей

•  Дефицит знаний у родителей : невозможность опереться на свой опыт воспитания, завышенные или заниженные требования родителей, начинается сравнение ребенка со сверстниками, зачастую не в пользу ребенка, процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков, стремление подчинить ребенка своей власти.

•  Псевдорегресс. Иногда поведение ребенка перестает соответствовать его биологическому возрасту. Он становится капризным и требовательным, предпочитает играть с детьми младшего возраста и предпочитает доминировать над ними. Некоторые дети проявляют враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат вредных привычек.

•  Страхи детей

•  Изменение поведения. Ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей (не всегда удачно).



Стадия 3

«Привыкание», «Уравновешивание», «Медленное восстановление»

Эта стадия завершает процесс адаптации, который может идти в двух направлениях.

Первое направление.

Родители и дети постепенно начинают жить жизнью обыкновенной нормальной семьи.

•  Происходит становление адекватного поведения ребенка:

•  ребенок повзрослел, его больше не привлекают малыши, проявляет интерес к сверстникам;

•  исчезает напряжение, он начинает шутить, обсуждать проблемы со взрослыми;

•  ребенок привыкает к правилам поведения в семье.

•  Ребенок начинает концентрироваться на настоящем, реже вспоминает прошлое.

•  Положительные изменения в поведении.

Второе направление.

Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить с доверительные отношения с ним.

У ребенка сохраняются или усугубляются проблемы в поведении: агрессивность, замкнутость, расторможенность, воровство, бродяжничество, курение, а так же мстительность или демонстрация беспомощности, упрямство, негативизм.

В этом случае необходимо обращаться к специалистам.

Возврат к списку