журнал «Детский дом» № 33 (4, 2009))
В настоящее время проводится политика по передаче детей–сирот в замещающие семьи. Однако семьи, в которые передают детей, могут быть не только не подготовленными к приему детей, но и просто не иметь ресурсы для принятия ребенка по ряду объективных причин. С увеличением числа приемных семей, увеличивается количество детей, возвращенных из замещающих семей.
Несмотря на печальный исход – возврат ребенка в детское учреждение – ребенок в замещающей семье получает опыт семейного воспитания, который оказывает влияние на формирование его личности.
Отказ от приемного ребенка, как правило, связан с серьезными переживаниями и замещающих родителей по поводу собственной некомпетентности и своего бессилия, невозможности справиться с поведением ребенка.
У возвращенных детей наблюдается повышение самооценки, (по сравнению с периодом их пребывания в детском учреждении до принятия в семью), они в большей степени понимают собственную индивидуальность, лучше осознают свои личностные границы, чаще ориентированы на внутренний контроль. Возвращенные подростки в большей степени готовы к трудовой деятельности, они в большей степени, чем постоянные воспитанники, ориентированы на создание семьи, в меньшей степени испытывают страх перед неудачей и могут проявлять большую инициативу в новых начинаниях.
Однако возвращение в коллектив детского учреждения становится для ребенка стрессовой, а не редко и травматической ситуацией. Реакция же самих детей на этот стресс может усугубить их состояние и оказать негативное воздействие на дальнейшее развитие личности и социализацию.
У возвращенных подростков наблюдается достаточно высокая степень выраженности депрессивных состояний. Особенно сильно депрессивные состояния наблюдаются у девочек.
Анализ динамики нарушений, поведения подростков после возвращения из семьи, показал, что в детских учреждениях у них наблюдается явный регресс в личностном развитии.
Нарушения на 1 этапе : дети находятся в состоянии острой травмы, обусловленной горем, утратой. В это время наблюдается сниженное настроение, слезливость. Возвращенные подростки либо перевозбуждены и излишне агрессивны, либо заторможены и пассивны. Могут наблюдаться проблемы со сном, страхи, чрезмерная тревога.
Через год появляются явные признаки регрессивного поведения. Подростки становятся плаксивыми, капризными, снижается мотивация к обучению и какой-либо самостоятельной деятельности, поведение становится более пассивным и зависимым, сужается круг интересов, появляется пессимистическое программирование результатов своей деятельности и в результате - снижение успеваемости. Подростки становятся более раздражительными и отчужденными.
После 2-3 лет в детском учреждении после возврата на первое место у подростков выходит постоянная готовность к агрессии. Появляется тенденция к обидам, переносе собственных негативных переживаний на других членов коллектива. Подростки находятся в замкнутом круге постоянных конфликтов со сверстниками, учителями, воспитателями. Благодаря этим конфликтам у подростков улучшается сон, снижается уровень беспокойства, уменьшается склонность к фантазированию.
Из выше изложенного можно сделать следующие выводы, что:
• Дети, возвращенные в детские учреждения после неудачного семейного жизнеустройства, обладают более высокими показателями личностного развития, чем воспитанники, не имеющие опыта жизни в замещающей семье.
• В ходе интеграции возвращенных детей в коллектив детского учреждения наблюдается явная негативная динамика в их социализации.
• Можно выделить 3 основных этапа в динамике вхождения возвращенных детей-подростков в детское учреждение на основании изменений в их состоянии и поведении:
• 1-й этап (сразу после возвращения). Дети переживают состояние острой травмы, потери семьи;
• 2-й этап (через 1 год после возвращения) характеризуется примитивными формами реагирования;
• 3-й этап (через 2-3 года после возвращения). Выстраивание психологических защит, характерных для воспитанников детских интернатных учреждений.
Дети, возвращенные в учреждения после неудачного семейного жизнеустройства, нуждаются в специализированной психолого-педагогической помощи в соответствии с этапами их вхождения в коллектив детского учреждения.