Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования.
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Подробнее
Поддержка семей, имеющих детей
Национальный проект "Образование"
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Подробнее
РЦЗСО
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций
Подробнее
Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимcя. 

Подробнее

Возвраты из замещающих семей: последствия для дальнейшего развития ребенка

Возвраты из замещающих семей: последствия для дальнейшего развития ребенка

Возвраты из замещающих семей: последствия для дальнейшего развития ребенка

(Материал взят из статьи В.Н. Ослон,
журнал «Детский дом» № 33 (4, 2009))

В настоящее время проводится политика по передаче детей–сирот в замещающие семьи. Однако семьи, в которые передают детей, могут быть не только не подготовленными к приему детей, но и просто не иметь ресурсы для принятия ребенка по ряду объективных причин. С увеличением числа приемных семей, увеличивается количество детей, возвращенных из замещающих семей.

Несмотря на печальный исход – возврат ребенка в детское учреждение – ребенок в замещающей семье получает опыт семейного воспитания, который оказывает влияние на формирование его личности.

Отказ от приемного ребенка, как правило, связан с серьезными переживаниями и замещающих родителей по поводу собственной некомпетентности и своего бессилия, невозможности справиться с поведением ребенка.

У возвращенных детей наблюдается повышение самооценки, (по сравнению с периодом их пребывания в детском учреждении до принятия в семью), они в большей степени понимают собственную индивидуальность, лучше осознают свои личностные границы, чаще ориентированы на внутренний контроль. Возвращенные подростки в большей степени готовы к трудовой деятельности, они в большей степени, чем постоянные воспитанники, ориентированы на создание семьи, в меньшей степени испытывают страх перед неудачей и могут проявлять большую инициативу в новых начинаниях.

Однако возвращение в коллектив детского учреждения становится для ребенка стрессовой, а не редко и травматической ситуацией. Реакция же самих детей на этот стресс может усугубить их состояние и оказать негативное воздействие на дальнейшее развитие личности и социализацию.

У возвращенных подростков наблюдается достаточно высокая степень выраженности депрессивных состояний. Особенно сильно депрессивные состояния наблюдаются у девочек.

Анализ динамики нарушений, поведения подростков после возвращения из семьи, показал, что в детских учреждениях у них наблюдается явный регресс в личностном развитии.

Нарушения на 1 этапе : дети находятся в состоянии острой травмы, обусловленной горем, утратой. В это время наблюдается сниженное настроение, слезливость. Возвращенные подростки либо перевозбуждены и излишне агрессивны, либо заторможены и пассивны. Могут наблюдаться проблемы со сном, страхи, чрезмерная тревога.

Через год появляются явные признаки регрессивного поведения. Подростки становятся плаксивыми, капризными, снижается мотивация к обучению и какой-либо самостоятельной деятельности, поведение становится более пассивным и зависимым, сужается круг интересов, появляется пессимистическое программирование результатов своей деятельности и в результате - снижение успеваемости. Подростки становятся более раздражительными и отчужденными.

После 2-3 лет в детском учреждении после возврата на первое место у подростков выходит постоянная готовность к агрессии. Появляется тенденция к обидам, переносе собственных негативных переживаний на других членов коллектива. Подростки находятся в замкнутом круге постоянных конфликтов со сверстниками, учителями, воспитателями. Благодаря этим конфликтам у подростков улучшается сон, снижается уровень беспокойства, уменьшается склонность к фантазированию.

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы, что:

•  Дети, возвращенные в детские учреждения после неудачного семейного жизнеустройства, обладают более высокими показателями личностного развития, чем воспитанники, не имеющие опыта жизни в замещающей семье.

•  В ходе интеграции возвращенных детей в коллектив детского учреждения наблюдается явная негативная динамика в их социализации.

•  Можно выделить 3 основных этапа в динамике вхождения возвращенных детей-подростков в детское учреждение на основании изменений в их состоянии и поведении:

•  1-й этап (сразу после возвращения). Дети переживают состояние острой травмы, потери семьи;

•  2-й этап (через 1 год после возвращения) характеризуется примитивными формами реагирования;

•  3-й этап (через 2-3 года после возвращения). Выстраивание психологических защит, характерных для воспитанников детских интернатных учреждений.
Дети, возвращенные в учреждения после неудачного семейного жизнеустройства, нуждаются в специализированной психолого-педагогической помощи в соответствии с этапами их вхождения в коллектив детского учреждения.

Возврат к списку