Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования.
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Подробнее
Поддержка семей, имеющих детей
Национальный проект "Образование"
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Подробнее
РЦЗСО
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций
Подробнее
Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимcя. 

Подробнее

Реакции детей на травматические и стрессовые события

Реакции детей на травматические и стрессовые события

Реакции детей на травматические и стрессовые события


Симптомы

Первый шаг помощи


Возраст 3-7 лет

1

Беспомощность и пассивность

Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, пищи, возможности играть и/или рисовать.

2

Генерализированный страх

Восстановление защиты со стороны взрослых

3

Познавательные трудности (ребенок не понял, что угроза исчезла)

Повторные конкретные разъяснения ожидаемых событий

4

Трудности распознавания собственных беспокойств

Знакомство с эмоциональными названиями общих реакций.

5

Недостаточность вербализации – элективный мутизм, повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы

Помощь в вербализации общих чувств и жалоб (ребенок еще не в состоянии воспринимать свои чувства по отдельности)

6

Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме

Отделение травмы от вещественных напоминаний (дома, ящика для игрушек…)

7

Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно – в темноте)

Поощрение рассказов о них родителям и воспитателям.

8

Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей)

Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада /школы).

9

Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, лепетная речь)

Переносимость взрослых к этим временным проявлениям.

10

Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о «лечении от смерти»; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть.

Объяснения физической реальности смерти.


Симптомы

Первый шаг помощи


Возраст 8-11 лет

1

Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной

Помощь в выражении скрытых переживаний событий

2

Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве

Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог предупреждении их генерализации.

3

Пересказы и проигрывания событий (травматические игры); познавательные искажения и обсессивная детализация.

Разрешение говорить и играть; разбор искажений, знания о нормальности чувств и реакций.

4

Страх быть подавленным своими переживаниями

Стимуляция выражения страха, гнева, печали и т.д., в поддерживающем присутствии взрослого, чтобы предупредить чувство захваченности переживанием

5

Нарушения концентрации и обучения

Стимуляция сообщать родителям и учителям, когда мысли и чувства мешают учебе

6

Нарушение сна (плохие сны, страх спать одному)

Поддержка в рассказах о снах, объяснения – почему бывают плохие сны

7

Забота о своей и других безопасности

Помочь поделиться беспокойством, успокоить реалистической информацией

8

Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное поведение, негативизм)

Помощь в совладании с переживаниями с аппеляцией к самоконтролю (например, сказав: «Наверное, это тяжело – чувствовать себя таким сердитым»)

9

Соматические жалобы

Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения

10

Пристальное внимание к реакциям и выздоровлению родителей, страх расстроить родителей своими тревогами

Предложение встреч с детьми и родителями, чтобы помочь детям дать знать родителям – что они чувствуют

11

Забота о других жертвах и их семьях

Поощрение конструктивных действий в интересах пораженных и погибших

12

Страх и чувство изменчивости, вызванными собственными реакциями горя; страх призраков

Помощь в сохранении позитивных воспоминаний о том, что он делал в трудный момент






Симптомы

Первый шаг помощи


Подростковый возраст

1

Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых)

Побуждение к обсуждению события; связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно


2

Тревожное осмысление своих страхов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций; страх казаться ненормальным

Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх – признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников


3

Посттравматические срывы (например, использование наркотиков, алкоголя, делинквентное поведение, сексуальные загулы)

Помощь в понимании того, что такое поведение – попытка блокировать свои реакции на событие и заглушить гнев


4

Опасные для жизни правила; саморазрушающее или виктимное поведение

Обращение к побуждениям к такому поведению с острыми последствиями; увязывание их с импульсивностью, ведущей к агрессии


5

Резкие изменения в межличностных отношениях

Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей


6

Желания и планы мести

Выслушать имеющиеся планы; обратиться к реальным последствиям их исполнения; поощрять конструктивные альтернативы, способные уменьшить чувство посттравматической беспомощности


7

Радикальные изменения жизненных установок, влияющие на формирование идентичности


Связь установки изменений с влиянием травмы

8

Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (например, уход из школы или брак, или нежелание жить в доме)

Поощрение отсроченных реакций, чтобы дать время на осмысление своих реакций на травму и переживания горя


Как помочь ребенку?

  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы.

  • Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство. Очень полезно повторение слов ребенка. Например: ''Ты боишься, что…''. Это поможет вам и ребенку прояснить чувства.

  • Не уставайте уверять ребенка: ''Мы вместе. Мы заботимся о тебе''. Эти уверения повторяйте многократно.

  • Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще - прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

  • Не жалейте времени, укладывая ребенка спать, разговаривайте с ним, успокаивайте его.

  • Не требуйте от ребенка быть прежним, таким же, как раньше. Многие прежние требования к нему становятся уже сверхтребованиями (например, учиться только на пятерки, ничего не бояться), и временно эти планки придется снизить.

  • Не пытайтесь манипулировать ребенком, используя его любовь к вам. Например, не стоит говорить: ''Ты что все время грустный. У меня же сердце от этого болит''.

  • Не представляйте ребенка жертвой другим людям, особенно в ситуациях, когда он может это слышать.


Что вы можете сделать для себя:

  • помнить, что вы переживаете нормальные реакции на ненормальные обстоятельства;

  • позвольте себе страдать. Вы страдаете от потерь, и это правильно – переживать от утраты. Вы не сможете найти и сохранить утраченное, если не осознаете его значения;

  • когда вы чувствуете себя плохо, напомните себе, что вокруг вас тоже страдают;

  • постарайтесь регулярно питаться, использовать хорошо сбалансированную пищу и давать себе отдыхать;

  • избегайте просмотра возбуждающих программ, кинофильмов с насилием или убийствами; музыки, представлений или ситуаций, которые усиливают беспокойство;

  • физические упражнения могут помочь ослабить стресс. Чередование интенсивных нагрузок и расслабления поможет решить физические проблемы;

  • говорите с людьми. Разговор – средство лечения;

  • принимайте поддержку от тех, кто вас любит, от друзей и соседей. Люди заботятся о вас;

  • регулярно встречайтесь со специалистом (психолог, врач) или ''группой поддержки'';

  • обращайтесь за помощью, когда это необходимо.

ГБОУ РО «Областной

центр психолого-педагогической

реабилитации и коррекции»

тел. (863) 264-17-92

Возврат к списку