Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования
Подробнее
Поддержка семей, имеющих детей
Национальный проект "Образование"
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Подробнее
РЦЗСО
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Подробнее
ЦПМПК
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ростовской области
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций
Подробнее
Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимcя. 

Подробнее

Экстренная психологическая помощь

Экстренная психологическая помощь — это система краткосроч­ных мероприятий, которые оказываются пострадавшим в очаге чрезвычайной ситуации или в ближайшее время после травмати­ческого события. Они направлены на:
  • оказание помощи одному человеку, группе людей или большому количеству пострадавших после экстремального или чрез­вычайного события;

  • регуляцию актуального психологического, психофизического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с этим событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Основная цель экстренной психологической помощи — предуп­реждение патологической эволюции личности человека, волею судеб вовлеченного в чрезвычайную ситуацию.

Общепринятый подход при кризисном вмешательстве — выслу­шивание переживаний и помощь в «нормализации чувств». Как правило, такая поддержка сразу приносит облегчение.

Психологу необходим анализ ситуации (особенности травмирующих воздействий, количество людей, нуж­дающихся в помощи, и др.), а также знакомство с информацией об условиях предполагаемой работы (дислокация пострадавших и их родственников; место, где можно работать с пострадавшими, информация о порядке таких организационных действий, как раз­мещение пострадавших, порядок выплаты компенсаций, места, где расположены пункты питания, где сосредоточена информа­ция о пострадавших и т.д.).


Особенности оказания экстренной психологической помощи


Шок

Если человек находится на стадии шока, его нельзя оставлять одно­го, так как при выходе из шока возможны острые реактивные со­стояния. На стадии шока у человека нарушены контакты с вне­шним миром, поэтому разговаривать с ним или пытаться утешать его бесполезно. Если же необходимо, чтобы человек совершил ка­кое-либо простое действие (ушел с опасного места, поел и т.п.), надо говорить с ним четким голосом, употреблять короткие фразы с утвердительной интонацией. При этом необходимо избегать гла­голов с частицей «не».

Однако как бы ни была нарушена у человека, находящегося в состоянии шока, связь с миром, сохраняется возможность так­тильной связи с ним. А раз так, возможно использовать тактиль­ный контакт (прикосновение, поглаживание по спине, голове). Иногда этого бывает достаточно, чтобы вывести из шока.

Если фаза шока продолжается довольно долго (ее длительность может составлять от нескольких минут до девяти дней), необхо­димо, чтобы близкие следили за приемом пищи, помогали при­нимать необходимые решения (Крюкова М.А. и др., 2001).

Вывести человека из шока помогают какие-либо сильные чув­ства. Если удается вызвать у человека слезы, значит, он начинает выходить из фазы шока и переходит в следующую фазу. В это вре­мя возможны острые реакции (истерика, двигательное возбужде­ние, нервная дрожь, агрессия и т.д.), которые, как правило, пу­гают близких, но для чрезвычайной ситуации являются вполне адекватными.


Плач

Если человек смог заплакать, необходимо установить физиче­ский контакт с ним (взять за руку, положить свою руку на плечо или спину, положить его руку на свое запястье). Все эти бесхитро­стные приемы на бессознательном уровне помогают человеку по­чувствовать присутствие другого, его заботу, что способствует нормализации физиологического состояния, помогает расслабить­ся и выплакаться (тем самым отреагировать, выплеснуть нако­пившиеся боль и отчаяние).

На этом этапе полезными становятся приемы активного слу­шания, которые ориентированы на сферу эмоцио­нальных переживаний. Следует избегать излишне настойчивых вопро­сов, а тем более советов. Главное — просто выслушать и обеспе­чить возможность «выхода горя».

Говоря о целительности слез, сделаем небольшое дополнение. Во-первых, не нужно стремиться к тому, чтобы человек перестал плакать. Ведь слезы — это выход внутренней боли на телесном уровне, они приносят некоторое облегчение. Объясне­ние этого феномена лежит в области физиологии: при плаче в организме вырабатываются определенные вещества, которые спо­собствуют успокоению.

Во-вторых, очень важно различать плач и истерическую ре­акцию (внешне они очень похожи). Основное отличие истерики от плача состоит в том, что истерика протекает значительно бо­лее бурно; она может сопровождаться криками, угрозами в свой адрес или адрес других.


Истерика

Так как истерика — демонстративная реакция, первое, что нуж­но сделать — это удалить зрителей и создать спокойную обстанов­ку. Известный прием, помогающий остановить истерику, — со­вершить какое-либо неожиданное действие, которое выходит за

рамки «привычного» для данной ситуации (к примеру, с грохо­том уронить предмет, резко крикнуть, а в некоторых случаях даже дать пощечину). Говорить следует короткими, императивными фра­зами, уверенным тоном («Выпей воды!», «Дыши глубоко и мед­ленно!»). Поскольку обычно после завершения истерической ре­акции человек испытывает упадок сил, его необходимо уложить спать.

Агрессивность

Может возникнуть вопрос о том, что делать при агрессивной реакции. Если агрессия выражается только в вербальной форме, не стоит ее останавливать. Если же гнев приобретает излишне актив­ный характер, то главная задача не «задавить его» (это может выз­вать физические симптомы или аутоагрессию), а направить в бе­зопасное русло.

Задача специалиста в условиях крупной ЧС — выявить этих людей, а затем «канализировать» их активность, на­правив ее в другое русло (посильная деятельность). Если же этого сделать не удается, необходимо под любым предлогом удалить их из мест массового скопления людей.


Неконтролируемая нервная дрожь — еще одна реакция, возмож­ная во время острой фазы. Человек не может удерживать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету. Нередко «непрофессиональ­ные помощники», видя подобную реакцию, пытаются согреть человека и успокоить его (прижать к себе, укрыть и т.п.). Не стоит этого делать.

Такая дрожь — это способ, ко­торым тело пытается «сбросить напряжение». Поэтому психологи­чески грамотными здесь будут абсолютно противоположные дей­ствия: нужно помочь пострадавшему усилить дрожь. К примеру, можно взять его за плечи и сильно, резко потрясти в течение 10 — 15 минут. Одновременно нужно разговаривать с человеком, чтобы он понимал смысл ваших действий и не воспринимал их как на­падение.


Возврат к списку