Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся
Подробнее
Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования в выборе оптимальных методов обучения и воспитания детей и подростков, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Подробнее

Если ребенок гиперактивный

Если ребенок гиперактивный

Если ребенок гиперактивный

Гиперактивные дети…

Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые… Такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. По статистике таких детей в классе становится все больше с каждым годом.

Если в Вашем классе присутствуют дети, которые отличаются невнимательностью, чрезмерной активностью, импульсивностью, легко отвлекаются на посторонние вещи, то наша памятка поможет найти ответы на вопросы, касающиеся обучения таких детей, и вовремя помочь Вашему ученику.

СДВГ и ДВ (синдром двигательно-волевой гиперактивности и дефицита внимания) – дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки информации и стимулов.

Детям с СДВГ и ДВ свойственны:

Невнимательность

  • Дети с трудом удерживают внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр.

  • Допускают ошибки из-за небрежности.

  • Складывается впечатление, что дети не слышат обращенную к ним речь.

  • Часто оказываются не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводят дела до конца.

  • Таким детям сложно самим организовать себя на выполнение задания.

  • Избегают, очень не любят задания, требующие длительного умственного напряжения.

  • Часто теряют свои вещи.

  • Легко отвлекаются на посторонние раздражители.

  • Проявляют забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность

  • Наблюдаются беспокойные движения: дети крутятся, вертятся, что-то теребят в руках и т.п.

  • Часто встают со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

  • Проявляют бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегают, прыгают, пытаются куда-то залезть и т.д.

  • Чаще всего находятся в постоянном движении, «будто к ним прикрепили мотор».

  • Обычно не могут тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.

  • Часто бывают болтливыми.

Импульсивность

  • Отвечают на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца.

  • Часто на уроке не могут дождаться, пока их спросит учитель, и выкрикивают с места.

  • Обычно с трудом дожидаются своей очереди в разных ситуациях.

  • Часто мешают другим, вмешиваются в игры или беседы.

Для успешного обучения и развития дети с СДВГ и ДВ требуют особого подхода с Вашей стороны!

В работе с гиперактивными детьми следует соблюдать несколько простых правил:

  1. Введите знаковую систему оценивания поведения, успешности выполнения задания (наклейка, флажок, поощряющий жест). Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте соответствующими знаками. В конце «работы» обязательно похвалите детей за правильное поведение независимо от того, демонстрировали ли они свои знания или только смотрели, слушали и повторяли (например, «Сегодня ты был очень внимателен»).

  2. Чаще устраивайте минутки активного отдыха с легкими упражнениями-физкультминутками, дыхательными, релаксационными и кинезиологическими упражнениями.

  3. Обучая гиперактивного ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности и создавать соответствующие условия на уроке:

- оптимальное место в классе для ребенка с СДВГ и ДВ – те парты, за которыми ребенку будет предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений;

- проверьте или поручите кому-либо из учеников, отметил ли гиперактивный ребенок домашнее задание в дневнике;

- попросите ребенка повторить инструкцию учителя для всего класса, чтобы убедится в том, что он услышал Вас;

- активизируйте внимание ребенка при помощи сигналов (заранее оговоренных с ребенком): интонация; предмет, вызывающий внимание; форма обращения (например «Дети, и Вова тоже, запишите….»).

  1. Поскольку дети с СДВГ и ДВ очень подвижны, необходимо чтобы их двигательная энергия была направлена в полезное русло: во время урока попросите вымыть доску, собрать тетради, проведите упражнения-физкультминутки и т.д.

  2. Повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

  3. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученикам предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается им в виде последовательных частей, периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

  4. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).

  5. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями таких учеников. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований.

  6. Создавайте ситуации успеха, в которых ученики имели бы возможность проявить свои сильные стороны. Предлагайте поручения, за которые ученики могли бы нести ответственность.

  7. Совместно с психологами помогайте гиперактивным детям адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

  8. Следует как можно чаше показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена учениками с СДВГ и ДВ.

  9. Очень важно сохранять во время занятий с гиперактивными детьми спокойствие, не раздражаться и не нервничать. Если чувствуете себя на грани эмоционального срыва, постарайтесь отойти и на время оставить учеников. При этом не будьте демонстративны: ваш уход не должен быть протестом на поведение детей.

  10. Старайтесь не говорить фразы: «Прекрати…, не смей…, замолчи…». Внешнеобвинительные формулировки приучают учеников к тому, чтобы искать виноватого, защищаться от неприятных ощущений, связанных с чувством вины.

  11. Режим важен для всех детей, но для гиперактивных – особенно. Выработка правильных привычек облегчается, если необходимые дела выполняются в одно и то же время изо дня в день. Расписание занятий должно быть постоянным, так как гиперактивные дети часто забывают его.

  12. Желательно организовать место, где гиперактивные дети могли бы поиграть с пластилином, порисовать, что обеспечит разнообразие тактильных ощущений и снизит психическое напряжение.

  13. Снижению монотонности учебного процесса будет способствовать организация урока на основе двигательного компонента, с использованием специальной мебели — конторок (здоровьеразви-вающие технологии д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде»).

При использовании конторок у детей укрепляется опорно-двигательный аппарат, происходит профилактика искривления позвоночника, повышаются психическая устойчивость, активизируется внимание, снижается утомляемость.

Учителю или воспитателю группы продленного дня

  1. Гиперактивным детям рекомендуется выполнять домашнее задание на черновике, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ребенку отдохнуть. Само переписывание осуществляйте с перерывами.

  2. Стихотворения и правила лучше учить небольшими частями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть, детям необходим перерыв. Перед продолжением занятия полезно ввести физкультминутки или подвижные игры.

  3. Гиперактивным ученикам работать самостоятельно сложно, поэтому стоит посидеть вместе с ними во время выполнения домашних заданий, чтобы возвращать их к заданиям, осуществляя общение на уровне глаз.

Физкультминутки в стихотворной форме

Цель: снижение психоэмоционального напряжения. Полезно выполнять перед устными или письменными упражнениями, требующими сосредоточенности.

№ 1

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте).

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши).

Раз-грибок, (Наклоны вперед).

Два - грибок, (Наклоны вперед).

Три - грибок, (Наклоны вперед).

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте).

В ходе рассказа стихотворения, дети имитируют движения грибника: идут, наклоняются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

№ 2

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

№ 3

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловищем и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

№4

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Кинезиологические упражнения

Цель: развитие межполушарного взаимодействия улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, улучшение запоминания, повышение устойчивости внимания.

№1 «Ленивые восьмёрки»

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.


№2 Упражнение «Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

№3 «Кулак - ребро – ладонь»

Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук (на столе): ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

№4 «Зоркие глазки»

Глазами «нарисуйте» 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Релаксационные упражнения с элементами диафрагмального дыхания

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

№1 «Игра с песком»

Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно-сильно, насколько сможете максимально, сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержите дыхание). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Опустите обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

№2 «Подарок под елкой»

Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), какую игрушку представил, кто о чем мечтает.

№3 «Травинка на ветру»

Детям предлагается изобразить всем телом травинку (в положении стоя, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудная клетка не коснется бедер; руки тянутся к полу). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

№4 «Воздушный шарик»

Лягте на спину на коврик. Расслабьтесь. Правую руку положите на грудь, левую - на живот. Представьте, что у вас в животе поселился воздушный шарик. Давайте попробуем научится его надувать и сдувать. На вдохе шарик в животе надувается (приподнимается ладонь, лежащая на животе), а на выдохе шарик сдувается. Внимание: ладонь, лежащая на груди, остаётся всё время неподвижной.

Литература:

  1. Психическая дезадаптация у детей и подростков: причины, методы реабилитации: учебное пособие/В.Г. Заика, Т.В Залевская, И.В. Дубатова, С.В. Белашов – Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО РостГМУ, 2012.-50с.

  2. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»/ Лютова Е.К., Монина Г.Б.- Речь, 2007, 136 с.

  3. http://sdvg-kids.org;

  4. http://oksanageo.ucoz.ru/publ/vospitanie/sindrom_deficita_vnimanija_s_giperaktivnostju_sdvg/3-1-0-12;

  5. http://psy.1september.ru.

  6. http://rudocs.exdat.com

  7. https://edu.tatar.ru

  8. http://www.c-psy.ru

  9. http://www.hrono.ru/statii/2005/kontorka.php


Если вы не можете справиться с проблемой в одиночку, то можно обратиться к психологу.

Возврат к списку

объявления
полезные ссылки