Одной из главных задач системы образования Ростовской области является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей и подростков к своему здоровью.
В Ростовской области, как и в целом в Российской Федерации, количество здоровых детей продолжает снижаться, что подтверждается данными официальной статистики.
Мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния рассматриваются, в соответствии со стратегией ВОЗ, в качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья.
Современные системы мониторинга состояния здоровья детей позволяют за максимально ограниченное время проводить количественное измерение здоровья, получать интегрированную информацию по каждому индивидууму и осуществлять динамический анализ ситуации. Они дают возможность выявлять различные уровни отклонений в состоянии здоровья, обусловленные изменениями, как со стороны отдельных систем организма, так и полисистемного характера.
Главным способом выявления начальных проявления темпового замедления, или ускорения развития, его аномальных форм, изменения качественных показателей развития, а также факторов риска и уже имеющихся рисков развития заболевания остается массовая плановая диспансеризация. Диспансеризация - это активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
Неотъемлемой частью здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является организация динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся, предоставление им своевременной медицинской помощи.
Проект по здоровьесбережению в образовательных организациях Ростовской области включает 3 направления деятельности:
Одним из направлений здоровьесберегающей деятельности является мониторинг показателей физического здоровья обучающихся.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся осуществляется с помощью аппаратно-программного комплекса «Армис»
АРМИС — инновационный диагностический аппарат для контроля физиологических параметров, который предназначен для профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей и взрослых в образовательных учреждениях, сельских амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах и медицинских подразделениях предприятий. Аппарат специально разработан для доврачебного обследования основных систем организма человека и последующей оценки их состояния, с учетом региональных половозрастных норм.
АРМИС — это моноблочный, малогабаритный, универсальный аппаратно-программный комплекс к которому подключаются датчики для регистрации физиологических параметров человека. В школьном медкабинете он способен заменить сразу несколько приборов и аппаратов для снятия кардиограммы, измерения артериального давления, оценки физического развития, состояния дыхательной и центральной нервной системы, таблицы для проверки зрения. Он позволяет проводить обследования методами, которые ранее были доступны только в хорошо оснащенных лечебно-профилактических учреждениях.
Уникальной особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 30 минут оценивается функциональное состояние ребенка.
-
Оценка сердечно-сосудистой системы включает автоматизированную регистрацию и анализ электрокардиограммы в трех стандартных отведениях, а также измерение артериального давления, что позволяет оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и выявить в ней ряд патологических изменений.
-
При оценке респираторной системы определяются частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких, объёмные и скоростные характеристики выдоха. По времени задержки дыхания на вдохе и выдохе оцениваются резервные возможности организма.
-
Оценка слуховой чувствительности в различных частотных диапазонах методом субъективной тональной аудиометрии позволяет выявить самые ранние стадии нарушений слуховой функции.
-
Автоматизированное определение интегральной остроты зрения позволяет обнаружить нарушения в системе фокусировки оптической системы глаза. У детей с помощью теста Малиновского выявляется предмиопия (возможность развития близорукости).
-
Оценка состояния центральной нервной системы по показателям времени простой и сложной зрительно-моторной реакции позволяет выявить ухудшение функционального состояния обследуемого.
-
При исследовании физического развития производится оценка соответствия половозрастным нормам роста, веса и силы мышц. Определяются и оцениваются относительные показатели – индекс массы тела и индекс силы.
Данные, полученные с помощью аппарата АРМИС, в обезличенной форме поступают на сервер и используются для статистического анализа и прогноза.
Аппаратно-программный комплекс «АРМИС» выполняет функцию диагностической, доврачебной помощи. Полученная в отношении любого из исследуемых параметров оценки «не норма» еще не означает, что ребенок нездоров. Это говорит о том, что на анализируемую систему организма (в которой обнаружено то или иное отклонение от нормы) следует обратить внимание, проконсультироваться с врачом, направить усилия на повышение качества здоровья с использованием технологий физкультуры и спорта, рациональной организации образа жизни, исключения вредных привычек и т.п.
Полученные совокупные данные отображают динамику параметров функционального состояния систем организма и физического развития учащихся и дают возможность прогноза такой динамики в будущем.
Рекомендации по использованию данных обследований на АПК «Армис» для корректировки психолого-педагогической деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации
Выявленные отклонения от «нормы» |
Возможные причины |
Специалисты |
Деятельность |
Антропометрия: занижен показатель индекса массы тела
|
школьная дезадаптация, семейная дезадаптация |
педагог-психолог, соц. педагог |
сопровождение обучающегося (индивидуально) |
Антропометрия: занижен показатель индекса силы |
гиподинамия |
учитель физкультуры |
включение в вариативный компонент дополнительные упражнения на развитие силы, физминутки на уроках |
ЦНС: снижена сложная зрительно-мотрорная реакция (СЗМ) |
повышенная тревожность, трудности в концентрации внимания |
педагог-психолог |
коррекция концентрации внимания, переключение внимания, занятия в комнате психологической разгрузки |
Сердечно-сосудистая система: завышен Индекс Баевского |
низкая стрессоустойчивость |
педагог-психолог |
индивидуальные и групповые занятия по выработке стрессоустойчивости |
Зрительная система: снижена острота зрения |
Стабильность зрительных горизонтов, несоблюдение требований САНПиН |
все учителя |
введение зрительных физминуток на всех уроках и во всех классах, соблюдение требований САНПиН |
Дыхательная система: показатель дыхательной системы ниже «нормы» |
гиподинамия и др. |
учитель физкультуры |
дополнительные упражнения на развитие дыхательной системы, включение в вариативную часть компонент дополнительной аэробной нагрузки |
Слуховая система: снижен показатель остроты слуха |
несоблюдение требований САНПиН |
все учителя, работающие в кабинетах аудирования |
замена обычных наушников, в кабинетах аудирования наушниками костной проводимости |