Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования
Подробнее
Поддержка семей, имеющих детей
Национальный проект "Образование"
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Подробнее
РЦЗСО
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Подробнее
ЦПМПК
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ростовской области
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций
Подробнее
Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимcя. 

Подробнее

Мониторинг здоровья обучающихся

Одной из главных задач системы образования Ростовской области является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей и подростков к своему здоровью.

В Ростовской области, как и в целом в Российской Федерации, количество здоровых детей продолжает снижаться, что подтверждается данными официальной статистики.

Мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния рассматриваются, в соответствии со стратегией ВОЗ, в качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья.

Современные системы мониторинга состояния здоровья детей позволяют за максимально ограниченное время проводить количественное измерение здоровья, получать интегрированную информацию по каждому индивидууму и осуществлять динамический анализ ситуации. Они дают возможность выявлять различные уровни отклонений в состоянии здоровья, обусловленные изменениями, как со стороны отдельных систем организма, так и полисистемного характера.

Главным способом выявления начальных проявления темпового замедления, или ускорения развития, его аномальных форм, изменения качественных показателей развития, а также факторов риска и уже имеющихся рисков развития заболевания остается массовая плановая диспансеризация. Диспансеризация - это активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Неотъемлемой частью здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является организация динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся, предоставление им своевременной медицинской помощи.

Проект по здоровьесбережению в образовательных организациях Ростовской области включает 3 направления деятельности:


Одним из направлений здоровьесберегающей деятельности является мониторинг показателей физического здоровья обучающихся.

Мониторинг состояния здоровья обучающихся осуществляется с помощью аппаратно-программного комплекса «Армис»

АРМИС — инновационный диагностический аппарат для контроля физиологических параметров, который предназначен для профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей и взрослых в образовательных учреждениях, сельских амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах и медицинских подразделениях предприятий. Аппарат специально разработан для доврачебного обследования основных систем организма человека и последующей оценки их состояния, с учетом региональных половозрастных норм.

АРМИС — это моноблочный, малогабаритный, универсальный аппаратно-программный комплекс к которому подключаются датчики для регистрации физиологических параметров человека. В школьном медкабинете он способен заменить сразу несколько приборов и аппаратов для снятия кардиограммы, измерения артериального давления, оценки физического развития, состояния дыхательной и центральной нервной системы, таблицы для проверки зрения. Он позволяет проводить обследования методами, которые ранее были доступны только в хорошо оснащенных лечебно-профилактических учреждениях.

Уникальной особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 30 минут оценивается функциональное состояние ребенка.

  • Оценка сердечно-сосудистой системы включает автоматизированную регистрацию и анализ электрокардиограммы в трех стандартных отведениях, а также измерение артериального давления, что позволяет оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и выявить в ней ряд патологических изменений.

  • При оценке респираторной системы определяются частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких, объёмные и скоростные характеристики выдоха. По времени задержки дыхания на вдохе и выдохе оцениваются резервные возможности организма.

  • Оценка слуховой чувствительности в различных частотных диапазонах методом субъективной тональной аудиометрии позволяет выявить самые ранние стадии нарушений слуховой функции.

  • Автоматизированное определение интегральной остроты зрения позволяет обнаружить нарушения в системе фокусировки оптической системы глаза. У детей с помощью теста Малиновского выявляется предмиопия (возможность развития близорукости).

  • Оценка состояния центральной нервной системы по показателям времени простой и сложной зрительно-моторной реакции позволяет выявить ухудшение функционального состояния обследуемого.

  • При исследовании физического развития производится оценка соответствия половозрастным нормам роста, веса и силы мышц. Определяются и оцениваются относительные показатели – индекс массы тела и индекс силы.

Данные, полученные с помощью аппарата АРМИС, в обезличенной форме поступают на сервер и используются для статистического анализа и прогноза.

Аппаратно-программный комплекс «АРМИС» выполняет функцию диагностической, доврачебной помощи. Полученная в отношении любого из исследуемых параметров оценки «не норма» еще не означает, что ребенок нездоров. Это говорит о том, что на анализируемую систему организма (в которой обнаружено то или иное отклонение от нормы) следует обратить внимание, проконсультироваться с врачом, направить усилия на повышение качества здоровья с использованием технологий физкультуры и спорта, рациональной организации образа жизни, исключения вредных привычек и т.п.

Полученные совокупные данные отображают динамику параметров функционального состояния систем организма и физического развития учащихся и дают возможность прогноза такой динамики в будущем.


Рекомендации по использованию данных обследований на АПК «Армис» для корректировки психолого-педагогической деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации

Выявленные отклонения от «нормы»

Возможные причины

Специалисты

Деятельность

Антропометрия:

занижен показатель индекса массы тела


школьная дезадаптация, семейная дезадаптация

педагог-психолог,

соц. педагог

сопровождение обучающегося (индивидуально)

Антропометрия:

занижен показатель индекса силы

гиподинамия

учитель физкультуры

включение в вариативный компонент дополнительные упражнения на развитие силы, физминутки на уроках

ЦНС:

снижена сложная зрительно-мотрорная реакция (СЗМ)

повышенная тревожность, трудности в концентрации внимания

педагог-психолог

коррекция концентрации внимания, переключение внимания, занятия в комнате

психологической разгрузки

Сердечно-сосудистая система:

завышен Индекс Баевского

низкая стрессоустойчивость

педагог-психолог

индивидуальные и групповые занятия по выработке стрессоустойчивости

Зрительная система:

снижена острота зрения

Стабильность зрительных горизонтов, несоблюдение требований САНПиН

все учителя

введение зрительных физминуток на всех уроках и во всех классах, соблюдение требований САНПиН

Дыхательная система:

показатель дыхательной системы ниже «нормы»

гиподинамия и др.

учитель физкультуры

дополнительные упражнения на развитие дыхательной системы, включение в вариативную часть компонент дополнительной аэробной нагрузки

Слуховая система:

снижен показатель остроты слуха

несоблюдение требований САНПиН

все учителя, работающие в кабинетах аудирования

замена обычных наушников, в кабинетах аудирования наушниками костной проводимости

Использование результатов обследований на аппаратно-программном комплексе "АРМИС" в психолого-педагогической деятельности образовательных организаций

Отчёт по проведённым обследованиям на АПК «Армис» здоровьесберегающими образовательными организациями Ростовской области и г. Ростова-на-Дону за 2022 год