Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования
Подробнее
Поддержка семей, имеющих детей
Национальный проект "Образование"
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Подробнее
РЦЗСО
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Подробнее
ЦПМПК
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ростовской области
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций
Подробнее
Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимcя. 

Подробнее

Мониторинг социально-психологических показателей ЗОЖ обучающихся

1. Общая информация о целях и задачах компьютеризированной программы мониторинга социально-психологических показателей ЗОЖ обучающихся

Актуальной задачей развития здоровьесберегающей среды образовательных организаций является реорганизация существующих технологий предоставления психологической помощи детям и подросткам. Традиционная форма психологического сопровождения образовательных организаций сталкивается с проблемой недостаточной обеспеченности школ штатными психологами. Выходом из создавшейся ситуации является использование в школах современных компьютеризированных программ психологической диагностики, позволяющих провести психологическое обследование всех обучающихся. 

Компьютеризированная программа социально-психологического мониторинга показателей ЗОЖ обучающихся выполнена в соответствии с приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 32 от 29.01.2014 «О проведении мониторинга социально-психологических показателей здоровья обучающихся пилотных школ области». Предлагаемые школам методики и тесты социально-психологического мониторинга утверждены на заседании Экспертного совета министерства общего и профессионального образования Ростовской области (протокол №3 заседания Экспертного совета по профилактике наркомании в образовательных учреждениях Ростовской области от 21.01.2014). Методики позволяют всесторонне и комплексно обеспечить психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях.

Информационная система позволяет провести компьютеризированную психодиагностику обучающихся с помощью Интернет-доступа школы к банку психодиагностических программ. Реализация такого подхода облегчает работу школьных психологов, освобождая их от трудозатратной процедуры ручного подсчета результатов тестирования, при этом 100 % обучающихся смогут получить своевременную психологическую консультацию по выявленным проблемам.

2. Содержание программы компьютеризированного тестирования обучающихся в пилотном проекте Ростовской области

Используемая в Ростовской области компьютеризированная программа психологической диагностики представляет собой информационную систему психологического тестирования, содержащую комплексную подборку из 23-х тестов и диагностических методик, сгруппированных в 6 тематических блоков. Диалог пользователя и программы осуществляется посредством удобного графического интерфейса, рассчитанного на испытуемых школьного возраста (7-11 класс). Программа позволяет проводить диагностические процедуры как в индивидуальном режиме, так и с группой обучающихся, однако более оптимальным является групповой метод организации интернет-тестирования. Ниже представлена таблица хронометража проведения психологического эксперимента.

Хронометраж процедуры тестирования по методикам социально-психологического мониторинга (в компьютеризированной форме)


№ методики  Наименование методики Время выполнения (в минутах) в ходе компьютерного тестирования

Блок 1. Психологическая диагностика показателей здоровья обучающихся

1.1. Самооценка текущего состояния здоровья 4-5
1.2. Диагностика степени астенического состояния   4-5
1.3. Опросник «САН» – Самочувствие, активность, настроение. 3-4
1.4. Оценка НПН (оценка нервно-психического напряжения) 10-15

Блок 2. Квалиметрия здорового образа жизни обучающихся

2.1. Квалиметрия организации режима «Сон – бодрствование» 1
2.2. Квалиметрия особенностей питания 1-2
2.3. Квалиметрия организации учебной деятельности 2-3
2.4. Квалиметрия организации досуга   3-4
2.5. Квалиметрия организации физической активности 2-3
2.6. Квалиметрия сформированности представлений о здоровье 2

Блок 3. Диагностика предрасположенности обучающихся к вредным привычкам и употреблению ПАВ

3.1. Опросник «Отношение к вредным привычкам» 4-5
3.2. Опросник «Отношение к алкоголю» 3-5
3.3. Опросник «Отношение к наркотикам» 3-5

Блок 4. Диагностика особенностей эмоциональной сферы обучающихся

4.1. Самооценка общего психологического состояния по Г. Айзенку (общая эмоциональность) 5-7
4.2. Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности (по Спилбергеру – Ханину) 5-8
4.3. Экспресс-диагностика невроза К. Хека и X. Хесса (подростковая форма) 4-5
4.4. Тест НПУ (Нервно-психическая устойчивость) 5-7

Блок 5. Диагностика психотипа обучающихся и профессиональной ориентации

5.1. Тест Айзенка для диагностики типа темперамента 5-7
5.2. Выявление акцентуаций характера (опросник Леонгарда-Шмишека) 12-15
5.3. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела 25-35
5.4. Профориентационный тест «Карта интересов» Голомштока 15-20

Блок 6. Диагностика интегрального показателя степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

6.1. Опросник «Оценка здоровьесберегающей среды школы и степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» 7-12
6.2. Опросник «Оценка психолого-педагогической среды школы» 3-4


Пакет социально-психологических методик, используемых в компьютеризированной форме в рамках реализации пилотного проекта Ростовской области по созданию регионального здоровьеохранного образовательного пространства, структурирован в 6 блоков:


Блок 1 включает методики, позволяющие средствами психологической диагностики (по методу самооценки) выявлять показатели здоровья обучающихся. Данный блок включает 4 методики, направленные на диагностику текущего состояния здоровья, диагностику степени астенического состояния, оценку функционального и нервно-психического напряжения и диагностику показателей «самочувствие, активность, настроение». 

Блок 2 объединяет методики, направленные на проведение квалиметрии здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся по следующим позициям: организация режима «Сон – бодрствование», особенностей питания, учебной деятельности, досуга, физической активности, сформированности представлений о здоровье. Комплекс данных методик позволяет сделать вывод о приверженности обучающихся принципам ЗОЖ и реализации данных принципов на практике. 

Блок 3 является важным компонентом социально-психологического сопровождения здоровьеохранного образовательного процесса пилотных школ, поскольку направлен на диагностику предрасположенности обучающихся к вредным привычкам и употреблению ПАВ. Данный блок включает 3 тематических методики, построенные по методу самооценки. Значимость данного блока очевидна в условиях усиления работы по предотвращению вредных привычек и профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися. 

Блок 4 включает набор методик диагностики особенностей эмоциональной сферы обучающихся – общая эмоциональность по Айзенку, шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру – Ханину, экспресс-диагностика невроза К. Хека и X. Хесса, диагностика нервно-психической устойчивости. Значимость этого блока в программе психологического сопровождения здоровьеохранной работы определяется выраженными корреляциями между показателями эмоциональной сферы индивида и состоянием соматического здоровья, что определяет необходимость организации превентивной психологической работы с обучающимися, имеющими выраженную дисгармонию эмоционального статуса. 

Блок 5 направлен на диагностику психотипа обучающихся и профессиональной ориентации – т.е. параметров, значимых в ходе социализации личности. Данный блок включает тест Айзенка для диагностики типа темперамента, выявление акцентуаций характера у подростков по Леонгарду-Шмишеку, многофакторный личностный опросник Р.Кеттела и профориентационный тест «Карта интересов» Голомштока.

Блок 6 представляет особый интерес при организации социально-психологического мониторинга обучающихся пилотных школ, поскольку направлен на диагностику условий образовательной среды и интегрального показателя степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. 

3. Цели и задачи социально-психологического мониторинга, реализуемого средствами информационной системы «Наша здоровая школа»

Программа социально-психологического мониторинга, реализуемого в рамках инновационного пилотного проекта по здоровьесбережению в образовательных организациях Ростовской области, в соответствии с целевыми задачами пилотного проекта, позволяет всесторонне и комплексно обеспечить психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в пилотных школах. Вместе с тем, подбор методик программы социально-психологического мониторинга позволяет решать более широкий комплекс задач, связанных с психологическим сопровождением деятельности образовательных организаций. Ниже представлена комплектация методик социально-психологического мониторинга в соответствии с возможными задачами (с указанием типов задач): 

1. Психологическое сопровождений служб школьной медиации. В соответствии с письмом минобразования области от 18.02.2014 №24/3.2-931/м, в образовательных организациях региона рекомендовано создание служб школьной медиации (утверждены заместителем министра минобранауки РФ 18.11.2013 №ВК-54/07вн). Создание служб школьной медиации направлено на улучшение отношений в образовательной среде, разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков. Целями школьной медиации, в числе прочего, являются: гармонизация социальных отношений; создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией; профилактика межличностных и др. конфликтов, и пр. Компьютеризированная программа социально-психологического мониторинга, используемая в пилотном проекте Ростовской области, позволяет обеспечить психологическое сопровождений деятельности служб школьной медиации в части диагностики психолого-педагогической среды образовательной организации (методика 6.2), диагностики психологического напряжения, возникающего в ходе образовательной деятельности в отношениях учитель-ученик (методики 6.1, 6.2), диагностики обучающихся, склонных к конфликтным и девиантным формам поведения (методики п/п 2). Проведение психологической диагностики по предложенным методикам может обеспечить помощь школьным психологам в диагностике психологической атмосферы в школьном коллективе, выявлении оценки обучающимися степени психологического благополучия школьной среды и выявлении групп обучающихся, неудовлетворенных психолого-педагогическими взаимоотношениями в школьной среде. 

2. Контроль психологических свойств и состояний обучающихся, способных привести к проявлению девиантных и иных отклоняющихся форм поведения. Выявление указанных психических состояний и свойств может быть обеспечено с помощью следующих психодиагностических методик:

Методика 4.4. Тест НПУ (Нервно-психическая устойчивость) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса. Неудовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости свидетельствует о склонности испытуемого к срывам нервной системы в ситуациях значительного психического и физического напряжения. Наиболее часто неудовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости наблюдается при акцентуациях характера и пограничных состояниях (методика разработана в Санкт-Петербургской военно-меди­цинской академии).

Методика 5.2. Выявление акцентуаций характера (опросник Леонгарда-Шмишека) – позволяет выявить преобладание в психологическом портрете обучающихся так называемых «акцентуированных» черт характера, что может свидетельствовать о склонности к однотипным конфликтам и нервным срывам, приводить к ухудшению отношений с окружающими. Выраженность акцентуации может достигать критических форм, опасных развитием психопатии. Психопатией является крайняя форма деформации характера, не связанная с потерей интеллекта. Люди, страдающие психопатией, резко портят отношения с людьми, в некоторых случаях они могут представлять опасность для социума.

Методика 4.1. Самооценка общего психологического состояния по Г. Айзенку (общая эмоциональность) - позволяет выявить особенности общего психического состояния испытуемого по четырем шкалам: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. 

Методика 4.3. Экспресс-диагностика невроза К. Хека и X. Хесса - предназначена для диагностики степени невротизации испытуемого и наличия невротических отклонений. 


3. Выявление подростков группы риска, склонных к суицидальному поведению. Важным направлением психологического сопровождения деятельности образовательных организаций является выявление обучающихся, склонных к совершению попыток суицида. Работа с обучающимися, относящимися к данной группе, всегда строится по принципу индивидуального контакта обучающийся-психолог. Однако, компьютеризированная программа социально-психологического мониторинга, используемая в пилотном проекте Ростовской области, позволяет обеспечить психологическую диагностику ряда показателей, применимых в тестировании всей совокупности обучающихся – это методика 4.4 (тест нервно-психической устойчивости) и методика 5.1 (тест Айзенка, диагностика по шкале нейротизма). Диагностика по данным методикам дает интегральный показатель, позволяющий судить о степени импульсивности, тревожности, общей нервно-психической неустойчивости, являющихся индикаторными критериями при оценке возможности суицида.


4. Организация ЗОЖ обучающихся и здоровьесберегающей работы с обучающимися


Методики 2.1-2.6 направлены на проведение квалиметрии здорового образа жизни обучающихся по ряду значимых позиций (организация режима «Сон – бодрствование», особенностей питания, учебной деятельности, досуга, физической активности, сформированности представлений о здоровье). Комплекс данных методик позволяет сделать вывод о приверженности обучающихся принципам ЗОЖ и реализации данных принципов на практике. 

Методики 6.1 и 6.2 направлены на диагностику психолого-педагогических условий среды образовательных организаций, вовлеченности обучающихся в здоровьеохранные мероприятия школы, понимание обучающимися основных здоровьеохранных факторов школьной среды и диагностику интегрального показателя степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Указанные методики позволяют получить обобщенную картину психолого-педагогической атмосферы в пилотных ОУ, получить данные о степени информированности обучающихся по поводу участия их школы в пилотном проекте, участии обучающихся в здоровьеохранных мероприятиях, проводимых школой и пожелания обучающихся по поводу улучшения организации здоровьеохранной среды их школы.

Анализ получаемых данных позволяет сформировать пакет индивидуализированных конкретных рекомендаций школе по развитию здоровьеохранных мероприятий в каждом конкретном ОУ (данные рекомендации касаются работы с обучающимися – т.е. тех аспектов работы школы, которые связаны с улучшением образовательной, воспитательной работы, особенностей питания в школьной столовой, организации уроков физвоспитания, спортивных секций, досуговой деятельности и т.д.). Методики позволяют развить работу по обеспечению школ методическими рекомендациями в направлении индивидуализации этих рекомендаций в части работы с обучающимися (в то время как результаты педмониторинга позволяют сформулировать пошаговые общие методические рекомендации по развитию здоровьесберегающей деятельности ОУ в целом (методической работы с педсоставом, материально-технической базы школы, выполнения СанПиН, медицинского патронажа и т.д.), а не только тех аспектов, которые касаются работы с обучающимися). 

Кроме того, методика 6.1 позволяет получить интегральный показатель «Степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся», представляющий особый интерес при организации здоровьеохранной работы пилотных школ. Контроль динамики интегрального показателя степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в пилотных ОУ является основой для формирования рекомендаций школам по развитию воспитательной работы по формированию мотивации ведения здорового образа жизни обучающимися (данная работа предусмотрена в качестве обязательного компонента работы ОУ приказом Министерства образования и науки № 2106 от 28.12.2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»). 

Показатель степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является значительно более динамичным показателем по сравнению с показателями здоровья обучающихся, что дает возможность использовать данный показатель в качестве критерия оценки эффективности здоровьеохранной работы пилотных школ. Наиболее важным является то, что данный показатель напрямую является следствием работы педагогической системы, и поэтому может быть регулируем педагогическими механизмами, выступая в качестве рычага управления развитием здоровьеохранной среды школ.


5. Контроль предрасположенности обучающихся к употреблению ПАВ

Блок включает тематические методики 3.2. и 3.3. - Опросники «Отношение к алкоголю» и «Отношение к наркотикам», а также методику 3.1 «Отношение к вредным привычкам». Отнесение обучающихся к группе риска развития зависимостей показывает также методика 5.2. «Выявление акцентуаций характера». Оценка отношения обучающихся к алкоголю и наркотикам являются важными прогностическими показателями, свидетельствующими о возможной предрасположенности обучающихся к развитию указанных зависимостей, влияющих на состояние самочувствия и уровень нервно-психического напряжения. Поэтому проведение исследований об отношении обучающихся к алкоголю и наркотикам может использоваться в качестве компонента при анализе причин изменения в поведении обучающихся, для выявления обучающихся, относящихся к группе риска. Значимость данного блока очевидна в условиях усиления работы по предотвращению вредных привычек и профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися. 


6. Индивидуализация образовательного процесса и помощь педагогам в разработке индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Программа тестирования средствами методик 5.1, 5.2 и 5.3 (тесты Айзенка, Леонгарда, Кеттела) направлена на диагностику следующих параметров: типа темперамента, склонности к определенному типу акцентуации характера, индивидуального профиля личности. Использование данных методик позволяет определить индивидуально-типологические особенности обучающихся, накладывающие отпечаток на особенности их поведения в учебном процессе. Информация о психологическом типе обучающихся необходима педагогам для разработки форм и приемов индивидуального подхода. Индивидуальный подход является наиболее значимым здоровьесберегающим фактором в учебном процессе. 


7. Профилизация обучения и помощь в комплектации профильных классов

Профориентационный тест «Карта интересов» Голомштока (методика 5.4) направлен на диагностику особенностей профессиональной ориентации обучающихся. Результаты тестирования могут использоваться в качестве критериев оценки профориентационных склонностей обучающихся, поступающих в профильные старшие классы (10-11 классы с углубленным изучением определенных дисциплин). 

Реализация программ тестирования в компьютеризированной форме обеспечивает оперативность, автоматизацию и оптимизацию работы школьных психологов и дает основания РЦ ЗСО РО для разработки психолого-педагогических рекомендаций по реорганизации образовательной среды в пилотных школах и развитию воспитательной и образовательной работы различной направленности, в том числе реализацию целевых задач пилотного проекта - по здоровьесберегающей деятельности и формированию мотивации ведения здорового образа жизни обучающимися.  


4. Содержание модуля компьютеризированного социально-психологического мониторинга показателей ЗОЖ обучающихся (СПМ ЗОЖ обучающихся) 

Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся, мотивации к ведению здорового образа жизни являются актуальными направлениями деятельности современной школы. В качестве важного направления анализа социально-психологических показателей обучающихся в ИС используется оценка показателей здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся по ряду параметров (качество питания, организация учебной и досуговой деятельности и организация физической активности обучающихся); отношение к вредным привычкам (как стартовый уровень работы по профилактике злоупотребленеия ПАВ); оценка комплексного показателя культуры здорового и безопасного образа жизни по качественным уровням отношения к ЗОЖ, понимания принципов организации ЗОЖ и факторов окружающей (главным образом – школьной) среды, влияющих на показатели здоровья обучающихся. 

Для выполнения приказа № 32 от 29.01.2014 Министерства общего и профессионального образования «О проведении мониторинга социально-психологических показателей здоровья обучающихся пилотных школ области» из полного набора социально-психологических методик (включающего 23 методики) для реализации социально-психологического мониторинга показателей ЗОЖ обучающихся Региональным центром здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области отобрана батарея из 8-ми тестов, предназначенная для обязательного тестирования обучающихся пилотных школ. 

Набор тестов модуля «Мониторинг социально-психологических показателей ЗОЖ обучающихся» 

№ методики
Наименование методики
2.2. Квалиметрия особенностей питания
2.3. Квалиметрия организации учебной деятельности
2.4. Квалиметрия организации досуга  
2.5. Квалиметрия организации физической активности
3.1. Опросник «Отношение к вредным привычкам»
5.1. Тест Айзенка для диагностики типа темперамента
6.1. Опросник «Оценка здоровьесберегающей среды школы и степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»
6.2. Опросник «Оценка психолого-педагогической среды школы»


Подробное руководство по процедуре организации социально-психологического мониторинга и прохождения тестов см. в разделе 3.2. 

Суммарное время основной сессии компьютерного тестирования составляет в среднем 30-40 минут, т.е. укладывается в стандартный урок. Тестирование обучающихся выполняется на базе классов информатики, подключенных к сети интернет. 

На основании полученной информации ежегодно (или по необхо­димости) может быть сделано комплексное заключение об обучающихся, в кото­ром должны быть отмечены особенности и динамика изменений по психологическим пока­зателям и особенностям физиологических состояний. Заключение может быть представлено в обезличенной форме, демонстрируя общую статистику по школе. Также, школьные психологи имеют возможность отслеживать показатели каждого конкретного обучающегося. С этими данными могут быть ознакомлены классные руководители (для использования результатов при разработке технологий индивидуализации обучения), обучающиеся и их родители.  


5. Статистические отчеты по результатам СПМ ЗОЖ обучающихся  

Система мониторинга социально-психологических показателей ЗОЖ обучающихся, реализуемого ИС, обеспечивает предоставление школам готовых статистических отчетов по уровням детализации данных тестирования (уровни отличаются по степени обобщения материала).


5.1. Итоговый уровень статистических данных СПМ ЗОЖ (1 вид отчетности) 

Первый тип отчетов представляет собой наиболее общий уровень обобщения данных, представляя главный отчетный показатель по каждой из методик отдельно (т.е отдельно по методикам 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 6.1, 6.2, 5.1). Если в методике присутствует несколько шкал, то данные представляются по каждой шкале методики. Центральным отчетным показателем по каждой из методик является средний балл по каждой из шкал отдельно по 3-м выборкам.

В сводных таблицах, предоставляемфх школам, приводятся данные в абсолютных баллах (средний балл по выборке), в относительных баллах (%-ная оценка от максимально возможного балла по диагностируемому показателю) и в «уровне выраженности диагностируемого параметра» (качественная оценка показателя). 

В качестве примера приведены средние по региону результаты тестирований обучающихся, проведенные в Ростовской области в 2013-2014 учебном году. Примеры по видам отчетностей приведены по выборочным методикам. Количество обучающихся, принявших участие в тестировании, указано отдельно для каждого теста.

5.2. Распределение обучающихся по качественным уровням анализа результатов СПМ ЗОЖ (2 вид отчетности). 


Для всех методик СПМ ЗОЖ предусмотрен детализированный анализ, учитывающий распределение юношей, девушек и обобщенной выборки по качественным уровням анализа. Проценты юношей и девушек указываются в пределах своих групп. Статистические данные, представленные во 2-м виде отчетности, используются в качестве ключевых данных при формировании адресных методических рекомендаций школам по организации воспитательной работы, направленной на формирование приоритетов ЗОЖ в среде обучающихся. Основой для содержания методических кейсов является распределение обучающихся общей выборки по качественным уровням анализа. 

Рекомендуемые мероприятия адресованы заместителю директора ОУ по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-психологам ОУ, предполагают привлечение учителей физкультуры, ОБЖ, биологии и др. Таким образом, организация воспитательных мероприятий по формированию приоритетов ЗОЖ приобретает всесторонний и комплексный характер. 

В качестве примера приведены средние по региону результаты тестирований обучающихся, проведенные в Ростовской области в 2013-2014 учебном году. Примеры по видам отчетностей приведены по выборочным методикам. Количество обучающихся, принявших участие в тестировании, указано отдельно для каждого теста.

5.3. Детализированный анализ результатов СПМ ЗОЖ (3 вид отчетности)

Методики блока 6 программы социально-психологического мониторинга представляют особый интерес для здоровьесберегающих проектов, поскольку данные методики позволяют анализировать психолого-педагогическое состояние образовательной среды ОУ с точки зрения её безопасности и здоровьеохранности для обучающихся. По методикам 6-го блока (тесты 6.1 и 6.2) в региональном проекте Ростовской области предусмотрен детализированный анализ – оценка распределения выборок обучающихся по качественным уровням анализа проводится отдельно по каждому вопросу указанных методик. Подобный подход обеспечивает возможность тщательного анализа мониторируемых параметров и учета индивидуальной ситуации в каждой пилотной школе. 

Данные, получаемые в ходе анализа 3-го вида отчетности по методике 6.1, используются для формирования адресных методических рекомендаций школам по организации воспитательной работы, направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. В пределах данного блока, воспитательная работа строится на основе активного привлечения обучающихся к здоровьеохранным мероприятиям, проводимым школой. 

В качестве примера приведены средние по региону результаты тестирований обучающихся, проведенные в Ростовской области в 2013-2014 учебном году. Примеры по видам отчетностей приведены по выборочным методикам. Количество обучающихся, принявших участие в тестировании, указано отдельно для каждого теста. 

  Анализ статистических данных о распределении обучающихся 3-х выборок по качественным уровням отношения к ЗОЖ, понимания принципов организации ЗОЖ и факторов окружающей (главным образом – школьной) среды, влияющих на показатели здоровья обучающихся, позволяет формировать пакеты методических рекомендаций по организации в школах тех или иных мероприятий по формированию у обучающихся приоритетов ЗОЖ.  



6. Сводные региональные данные по СПМ ЗОЖ обучающихся (обобщение региональных данных, таблицы и графики по статистике региона за 2014 – 2015 годы психологического тестирования в РО) 

6.2. Отчет по результатам социально-психологического мониторинга показателей ЗОЖ обучающихся (2014 год, 9 классы 1-й тип отчетности)

В рамках программы социально-психологического мониторинга показателей ЗОЖ обучающихся (2013-2014 учебный год) проведено компьютеризированное психологическое тестирование обучающихся 9-х классов 184 пилотных школ, из них – 110 ОУ городского типа и 74 ОУ поселково-сельского типа. В тестировании приняли участие более 9000 обучающихся. 

Анализ результатов социально-психологического мониторинга показателей ЗОЖ обучающихся проведен по общей выборке (184 ОУ), а также по выборкам городских и поселково-сельских ОУ отдельно по группам юношей и девушек. 

В таблице приведены усредненные по региону данные 1-го типа отчетности по результатам 4-х социально-психологических тестов: квалиметрия ЗОЖ, отношение к вредным привычкам, оценка здоровьесберегающей среды ОУ, оценка психолого-педагогической среды ОУ. Данные тестов разбиты на 13 шкал. 

При сравнении итоговых результатов юношей и девушек обнаружено лишь два случая из 13-ти шкал, по которым юноши имеют преимущества, в обоих случаях шкалы связаны с уровнем физической подготовки – это шкалы 4 и 11. По остальным шкалам либо преимущество отмечено за девушками, либо в показателях гендерных групп нет существенных различий.

Показатели СПМ ЗОЖ обучающихся (в сравнении данных юношей и девушек) из общей выборки 184 ОУ

image002 (1).gif

Рис. Показатели СПМ ЗОЖ обучающихся (в сравнении данных юношей и девушек) из общей выборки 184 ОУ

Следующая иллюстрация позволяет сравнить данные социально-психологического мониторинга показателей ЗОЖ обучающихся городских и поселково-сельских ОУ. Сравнение проведено по данным общей выборки. Согласно полученным данным, имеется всего 2 показателя, по которым городские школы превосходят поселково-сельские ОУ – это шкала 3 «Квалиметрия организации досуга» (38,3% у городских школ и 37,2% у поселково-сельских) и шкала 6 «Проявление вредных привычек» (22,2% у городских школ и 20,9% у поселково-сельских ОУ). По остальным замеряемым показателям либо поселково-сельские школы лидируют, либо имеют равные показатели с городскими ОУ.

Показатели СПМ ЗОЖ обучающихся (в сравнении данных городских и поселково-сельских ОУ) из общей выборки 184 ОУ 

image004 (1).gif

Рис. Сравнение показателей городских и поселково-сельских ОУ из выборки 184 ОУ, 1-я мониторинговая точка СПМ ЗОЖ.